«Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
«Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее, оптимизировать работу в условиях логопункта. Одним из таких методов является кинезиологическая гимнастика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»»
«Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Актуальность.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее, оптимизировать работу в условиях логопункта. Одним из таких методов является кинезиологическая гимнастика.
Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).
Вид проекта по целевой установке: коррекционно-развивающий
Тип: практико-ориентированный
По срокам реализации: долгосрочный
Участники:
Воспитанники МБДОУ «Детский сад №16»
Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями
Учитель-логопед
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Новизна проектазаключается в том, что кинезиологические упражнения или гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии речи.
Поэтому целью моей работы является: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи:
Использование кинезиологии в работе с дошкольниками с различной патологией, направленной на ускорение коррекции речевых нарушений.
Развитие межполушарной специализации, общей и мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, мышления.
Снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя.
Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда через сотрудничество с педагогами.
Заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми и привлечение к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе
Кинезиологическая гимнастика включает в себя:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
В основе используемых при реализации проекта коррекционной технологии лежат следующие принципы:
принцип научности - проведение научно обоснованных и практически апробированных методик, направленных на укрепление здоровья и развития речи;
принципинформационной достаточности – обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;
принципприродосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;
личностно-ориентированный подход - при взаимодействии с участниками процесса;
деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности.
принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному
принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
принцип наглядности -является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Условия реализации проекта:
Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.
Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
сбор информации;
составление плана совместной работы с детьми, родителями;
разработка комплексов кинезиологических упражнений;
оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
2 этап – практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Подбор методов кинезиокорекции с учётом диагностических данных.
Организация предметно-развивающей среды для формирования моторных функций: общей и мелкой моторики рук в образовательной и самостоятельной деятельности детей, включающую: таблицы, схемы, карточки для последовательного выполнения кинезиологического упражнения.
Осуществление коррекционно - образовательного процесса: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.
Совместное проведение занятия с воспитателями, музыкальным руководителем.
Составление совместно с воспитателями и другими специалистами ДОУ плана работы по преодолению речевых нарушений с использованием кинезиологических упражнений.
Вовлечение родителей в совместное взаимодействие, сотрудничество.
Проведение совместного обучающего семинара-практикума для родителей по сенсомоторному развитию и оказание консультативной помощи родителям;
3 этап – итоговый (заключительный) – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Диагностическое (итоговое) обследование детей.
Анализ результативности работы.
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми результатами.
Оценка эффективности использования кинезиологических упражнений.
Представление опыта работы в рамках образовательного учреждения.
Продукты проекта для детей:
Спортивные праздники.
Фотогалерея.
Картотека кинезиологических упражнений.
Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.
Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики.
Продукты проекта для педагогов:
Конспекты по теме проекта.
Библиография по теме проекта.
Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников).
Презентация проекта.
Планирование по данной теме.
Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».
Продукты проекта для родителей:
Родительские собрания «Кинезиология для детей».
Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».
Презентация проекта на собрании.
Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».
Памятки «Гимнастика мозга»
Презентация материалов проекта
Мастер-классы.
Презентация проекта
Комплексы кинезиологических упражнений
Результаты реализации проекта:
Осуществление коррекции у детей имеющих нарушения в речевой, двигательной, моторной, эмоционально-волевой сферах.
Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда через сотрудничество с педагогами.
Успешное формирование предпосылок к успешной адаптации к новой социальной среде (обучение к школе).
Создание информационного банка методических рекомендаций по применению кинезиологических методов в коррекционно-педагогическом процессе для педагогов и родителей.
Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе по общему речевому развитию дошкольников.
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Методическое обеспечение:
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П.Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.
Kинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
Данная технология позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Результаты реализации работы:
Доля детей, выпущенных с чистой речью или со значительным улучшением речи 2018-2020г.
Таким образом: доля детей, выпущенных с улучшением речи, составляет 100%
Диаграмма результатов логопедической работы с детьми старшего возраста.
Таким образом: доля детей со значительным улучшением речи, переведенных на второй год обучения составляет 100%
Артикуляционный аппарат и звукопроизношение на 2019-2020г.
Фонематический слух на 2019-2020г.
Словарь на 2019-2020г.
Слоговая структура на 2019-2020г.
Грамматический строй речи на 2019-2020г.
Связная речь на 2019-2020г.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за период с 2019-2020 учебного года, можно сделать вывод, что поставленные в начале цели и задачи реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа в 2019-2020 учебном году строилась в единстве с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в речевом развитии, с кинезиологией.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с нарушением речи:
- Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.
- Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным.
- Создание информационного банка методических рекомендаций по применению кинезиологических методов в коррекционно-педагогическом процессе для педагогов и родителей.
- Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе по общему речевому развитию дошкольников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Инновационный метод кинезиология в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.