kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,  организовывать занятия интереснее и разнообразнее, оптимизировать работу в условиях логопункта. Одним из таких методов является кинезиологическая гимнастика.      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»»

«Кинезиологическая гимнастика, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо. 



Актуальность.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее, оптимизировать работу в условиях логопункта. Одним из таких методов является кинезиологическая гимнастика.

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Вид проекта по целевой установке: коррекционно-развивающий

Тип: практико-ориентированный

По срокам реализации: долгосрочный

Участники:

  • Воспитанники МБДОУ «Детский сад №16»

  • Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

  • Учитель-логопед

  • Воспитатели

  • Музыкальный руководитель


Новизна проекта заключается в том, что кинезиологические упражнения или гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии речи.


Поэтому целью моей работы является: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Задачи:

  • Использование кинезиологии в работе с дошкольниками с различной патологией, направленной на ускорение коррекции речевых нарушений.

  • Развитие межполушарной специализации, общей и мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, мышления.

  • Снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя.

  • Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда через сотрудничество с педагогами.

  • Заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми и привлечение к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе



Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.

  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения


В основе используемых при реализации проекта коррекционной технологии лежат следующие принципы:

  • принцип научности - проведение научно обоснованных и практически апробированных методик, направленных на укрепление здоровья и развития речи;

  • принцип информационной достаточности – обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы;

  • принцип природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;

  • личностно-ориентированный подход - при взаимодействии с участниками процесса;

  • деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности.

  • принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

  • принцип систематичности непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

  • принцип наглядности - является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Условия реализации проекта:

  • Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

  • Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.

  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

  • Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • сбор информации;

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;

  • разработка комплексов кинезиологических упражнений;

  • оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.


2 этап – практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

  • Подбор методов кинезиокорекции с учётом диагностических данных.

  • Организация предметно-развивающей среды для формирования моторных функций: общей и мелкой моторики рук в образовательной и самостоятельной деятельности детей, включающую: таблицы, схемы, карточки для последовательного выполнения кинезиологического упражнения.

  • Осуществление коррекционно - образовательного процесса: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.

  • Совместное проведение занятия с воспитателями, музыкальным руководителем.

  • Составление совместно с воспитателями и другими специалистами ДОУ плана работы по преодолению речевых нарушений с использованием кинезиологических упражнений.

  • Вовлечение родителей в совместное взаимодействие, сотрудничество.

  • Проведение совместного обучающего семинара-практикума для родителей по сенсомоторному развитию и оказание консультативной помощи родителям;

3 этап – итоговый (заключительный) – подведение результатов, презентация работы над проектом.

  • Диагностическое (итоговое) обследование детей.

  • Анализ результативности работы.

  • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми результатами.

  • Оценка эффективности использования кинезиологических упражнений.

  • Представление опыта работы в рамках образовательного учреждения.

Продукты проекта для детей:

  • Спортивные праздники.

  • Фотогалерея.

  • Картотека кинезиологических упражнений.

  • Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.

  • Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики.

Продукты проекта для педагогов:

  • Конспекты по теме проекта.

  • Библиография по теме проекта.

  • Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

  • Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников).

  • Презентация проекта.

  • Планирование по данной теме.

  • Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».

Продукты проекта для родителей:

  • Родительские собрания «Кинезиология для детей».

  • Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

  • Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».

  • Презентация проекта на собрании.

  • Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

  • Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».

  • Памятки «Гимнастика мозга»

Презентация материалов проекта

  1. Мастер-классы.

  2. Презентация проекта

  3. Комплексы кинезиологических упражнений

Результаты реализации проекта:

  • Осуществление коррекции у детей имеющих нарушения в речевой, двигательной, моторной, эмоционально-волевой сферах.

  • Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда через сотрудничество с педагогами.

  • Успешное формирование предпосылок к успешной адаптации к новой социальной среде (обучение к школе).

  • Создание информационного банка методических рекомендаций по применению кинезиологических методов в коррекционно-педагогическом процессе для педагогов и родителей.

  • Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе по общему речевому развитию дошкольников.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Методическое обеспечение:

  • Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. –  48 с.

  • Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.



Kинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

Данная технология позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.


Результаты реализации работы:



Доля детей, выпущенных с чистой речью или со значительным улучшением речи 2018-2020г.



Таким образом: доля детей, выпущенных с улучшением речи, составляет 100%



Диаграмма результатов логопедической работы с детьми старшего возраста.



Таким образом: доля детей со значительным улучшением речи, переведенных на второй год обучения составляет 100%

Артикуляционный аппарат и звукопроизношение на 2019-2020г.









Фонематический слух на 2019-2020г.

Словарь на 2019-2020г.

Слоговая структура на 2019-2020г.



Грамматический строй речи на 2019-2020г.



Связная речь на 2019-2020г.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за период с 2019-2020 учебного года, можно сделать вывод, что поставленные в начале цели и задачи реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа в 2019-2020 учебном году строилась в единстве с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в речевом развитии, с кинезиологией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с нарушением речи:

- Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.

- Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным.

- Создание информационного банка методических рекомендаций по применению кинезиологических методов в коррекционно-педагогическом процессе для педагогов и родителей.

- Активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе по общему речевому развитию дошкольников.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов.

 Инновационный метод кинезиология в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кадырова А.А.

Дата: 12.03.2021

Номер свидетельства: 575257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства