1.Развитие мышления (мыслительных операций) | «Узнай птицу по описанию» Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им в зимнее время. Материал: Карточки с изображением птиц (снегирь, голубь, ласточка, воробей, ворона, дятел, сова), загадки о птицах, фишки для награждения. Игровые задания: 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах. «Каскад слов» Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания. Материал: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных. Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так: 1. Вода 2. Кит, молоко 3. Конь, ягода, игла 4. Курица, солнце, асфальт, карандаш 5. Крышка, бревно, огонь, ручка, школа. 6. Тетрадь, грузовик, сестра, мел, птица, хлеб. 7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын. 8. Гора, сорока, часы, стул, снег, книга, береза, медведь. 9. Мяч, апельсин, шапка, морковь, стол, бабочка, метро, утенок, колготки. 10. Машина, камень, гриб, сумка, велосипед, топор, мальчик, скатерть, арбуз, мыло. Ход игры: игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается повторить слова за воспитателем. Начинать нужно с одного слова, затем два слова, три слова и т.д. Ребенку необходимо повторять в той же последовательности, в которой читает воспитатель (интервал между словами 1 секунда). Если ребенку не удалось повторить определенный словесный ряд, воспитатель зачитывает ему то же количество слов, но других. Если со второй попытки ребенок справился с этим словесным рядом, то можно переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов. «Лови мяч - дари слово» Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления. Материал: мяч Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети становятся в круг. Мяч у ребенка, который начинает игру, для чего он передает мяч рядом стоящему игроку и при этом называет какое-нибудь слово, связанное с этим ребенком (например: футбол - так как мальчик любит играть в футбол и т.п.) Все дети, по очереди придумывают слово и «дарят» его своему соседу по кругу. Как только мяч окажется у того ребенка, который начинал игру, воспитатель предлагает детям пустить мяч против часовой стрелки, за счет чего игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. Как только мяч прошел полный круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, бросает мяч любому игроку из круга, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, бросающему мяч. Далее другой ребенок бросает мяч кому захочет, и поймавший называет слово бросавшего мяч игрока. «Хитрая фигура» Цель: развитие памяти, внимания и мышления. Материал: счетные палочки Ход игры: Воспитатель из счетных палочек делает незатейливую фигуру, например, квадрат. Ребенок смотрит несколько секунд и считает количество задействованных палочек. Затем фигура накрывается. Ребенку дается такое же количество палочек и предлагается сделать свою фигуру. После выполнения задания ребенку предлагается вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале. Количество палочек меняется в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-6 штук, постепенно доводя до 12-15. «Пуговица» Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. Материал: игровое поле, пуговицы. Ход игры: Играют два ребенка. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Остальные игры представлены в Приложении |