kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников»

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников


Разделы программы

Подбор игр и упражнений

1.Развитие мышления (мыслительных операций)

«Узнай птицу по описанию»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Материал: Карточки с изображением птиц (снегирь, голубь, ласточка, воробей, ворона, дятел, сова), загадки о птицах, фишки для награждения.

Игровые задания: 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

«Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.

Материал: список из  слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

1. Вода

2. Кит, молоко

3. Конь, ягода, игла

4. Курица, солнце, асфальт, карандаш

5. Крышка, бревно, огонь, ручка, школа.

6. Тетрадь, грузовик, сестра, мел, птица, хлеб.

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Гора, сорока, часы, стул, снег, книга, береза, медведь.

9. Мяч, апельсин, шапка, морковь, стол, бабочка, метро, утенок, колготки.

10. Машина, камень, гриб, сумка, велосипед, топор, мальчик, скатерть, арбуз, мыло.

Ход игры: игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается повторить слова за воспитателем. Начинать нужно с одного слова, затем два слова, три слова и т.д. Ребенку необходимо повторять в той же последовательности, в которой читает воспитатель (интервал между словами 1 секунда). Если ребенку не удалось повторить определенный словесный ряд, воспитатель зачитывает ему то же количество слов, но других. Если со второй попытки ребенок справился с этим словесным рядом, то можно переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

«Лови мяч - дари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Материал: мяч

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети становятся в круг.

Мяч у ребенка, который начинает игру, для чего он передает мяч рядом стоящему игроку и при этом называет какое-нибудь слово, связанное с этим ребенком (например: футбол - так как мальчик любит играть в футбол и т.п.)

Все дети, по очереди придумывают слово и «дарят» его своему соседу по кругу. Как только мяч окажется у того ребенка, который начинал игру, воспитатель предлагает детям пустить мяч против часовой стрелки, за счет чего игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. Как только мяч прошел полный круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, бросает мяч любому игроку из круга, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, бросающему мяч. Далее другой ребенок бросает мяч кому захочет, и поймавший называет слово бросавшего мяч игрока.

«Хитрая фигура»

Цель: развитие памяти, внимания и мышления.

Материал: счетные палочки

Ход игры: Воспитатель из счетных палочек делает незатейливую фигуру, например, квадрат. Ребенок смотрит несколько секунд и считает количество задействованных палочек. Затем фигура накрывается. Ребенку дается такое же количество палочек и предлагается сделать свою фигуру. После выполнения задания ребенку предлагается вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек меняется в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-6 штук, постепенно доводя до 12-15.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы.

Ход игры: Играют два ребенка. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Остальные игры представлены в Приложении


2.Развитие опосредованной памяти (смысловые связи:

-группировка

- смысловое соотнесение

-классификация)

1. Игры на выделение общих признаков

«Чем похожи и чем отличаются»

Ребенок, получивший камешек должен отгадать загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из игроков. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадывающий ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

«Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (корова, лошадь, коза, лось; василёк, пион, роза, сосна; пчела, муха, воробей, шмель; собака, кошка, попугай, волк; карась, щука, линь, лягушка).

Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Детям нужно указать на «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

2. Игры на выделение существенных признаков

«Вершки-корешки»

Игровые правила: Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

«Отгадай-ка»

Цель:  Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Материал: фишки.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: На столе раскладывается предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки яблока, укропа, лягушки, елка. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, снег и т.д.

3. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом

Охотник” (народная игра)

Игровые правила: Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия: Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры: Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «… зайцем»; делает второй шаг: «… медведем»; делает третий шаг: «… волком»; четвертый шаг: «… лисицей»; пятый: «… барсуком». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю щуку, карася, окуня».

Остальные игры представлены в Приложении

3.Развитие произвольной памяти

«Море волнуется раз…».

Игра хорошо тренирует зрительную память и воображение детей. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» При этом дети замирают, изображая выдуманные фигуры, а ведущий отгадывает, кого или что изобразил каждый участник.

«Гуляем по лесу»

Цель: развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

«Что изменилось?»

На столе раскладываются несколько игрушек. Ребенок должен их рассмотреть и запомнить. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель добавляет еще одну игрушку или меняет игрушки местами. Задача ребенка - ответить, что изменилось.

Остальные игры представлены в Приложении



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Автор: Мартынова Анна Николаевна

Дата: 25.05.2019

Номер свидетельства: 512159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_sozdaniiu_rechevogo_tsentra_v_star"
    ["file_id"] => string(6) "572063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612196017"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "деятельностно-игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(96) "dieiatielnostnoighrovoipodkhodvorghanizatsiitieatralizovannoidieiatielnostimladshikhdoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "318185"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460533287"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические особенности проектирования предметно - развивающей среды в ДОУ."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-osobiennosti-proiektirovaniia-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "267007"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450282002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства