Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги
у детей старшой группы.
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Крапивина И.В.,
студентка ДО группы
Камышлов, 2020г
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Теоретико-методологическое обоснование развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы ………………………………….3
Обоснование структуры и содержания комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы ………………………………...24
Анализ ресурсов и условий реализации комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы ……………………………….. 40
Педагогические условия реализации комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.....................................................47
Оценка результативности разработанного комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы ………………….......................55
Комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы …………………………………………………………………………..60
Список литературы…………………………………………………………...247
Приложения
Пояснительная записка
Теоретико-методологическое обоснование развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Развитие современного общества предъявляет повышенные требования к дошкольным учреждениям. Сегодня ДОУ стремится работать в режиме развития, давать более высокое качество образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, ориентируясь на разностороннее и целостное развитие ребенка, происходящее в единстве личности, деятельности и взаимодействия, базовых знаний и высокого уровня общей культуры современного человека.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Конструирование из бумаги развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза. Совершенствуется зрительное восприятие, дошкольники приходят к пониманию того, что в окружающем мире существуют однородные предметы, относящиеся к одному понятию и имеющие общие признаки. В процессе конструирования из бумаги и ткани , дети изучают свойства и качества материалов, рассматривают способы их применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал.
Отечественные психологи и педагоги - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
Конструирование из бумаги относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»,», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Таким образом, актуальность использования конструирования можно обосновать с опорой на требования федерального государственного стандарта дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,….; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, и др.); познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий ,становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие конструктивного мышления, которое позволяет активно использовать конструктивную деятельность и формировать конструктивные умения. В качестве особенности конструктивного мышления в этом возрасте можно выделить непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. В исследованиях советских психологов показано, что в ребёнок старшего дошкольного возраста уже способен к мысленному представлению результата своих действий.
Несмотря на богатый опыт в области организации ручного труда, исследования подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы заданий и упражнений, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов (форма, фактура, цветовая палитра и пр.). В практике зачастую не используются возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития конструирования, а дети ориентированы на создание предметных образов по образцу воспитателя. Такое ограничение приводит к повторам и снижению интереса детей к данному виду продуктивной деятельности.
Работа в старшая к школе группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Актуальность проблемы подтверждается противоречиями, характерными для практики современных дошкольных образовательных организаций:
-между требованиями, выдвигаемыми Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, направленных на удовлетворение эстетических потребностей человека (ручной художественный труд) и необходимостью выбора эффективных средств для достижения данного результата в детском саду;
-между осознанием необходимости включения комплекса занятий по ручному художественному труду направленных на развитие умения конструирования из бумаги и недостаточным их использованием в практической деятельности воспитателя при организации совместной деятельности детей старшая группы
-между достаточной теоретической изученностью проблемы развития контрольно – оценочной самостоятельности учащихся и отсутствием целостной методики, характеризующей систему психолого- педагогических условий по формированию контрольно – оценочной самостоятельности старших дошкольников.
Перечисленные противоречия доказывают актуальность проблемы исследования: отсутствие методических разработок, позволяющих реализовать комплекс занятии по ручному художественному труду направленных на развитие умений конструирования из бумаги у детей старшая группы.
Тема дипломного проекта - комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Объект проектирования – процесс развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Форма проектирования – комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Цель проектирования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Задачи:
• Проанализировать теоретико-методологическое обоснование развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы .
• Обосновать структуру и содержание комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
• Провести анализ ресурсов и условий реализации комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
• Дать характеристику педагогическим условиям реализации комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
• Дать оценку результативности разработанного комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К теоретическим методам относятся: анализ научных подходов, теоретических концепций, опыта педагогов-практиков. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей развития у детей старшая группы ДО - умения конструирования из бумаги и ручного труда. К эмпирическим методам можно отнести: наблюдение; метод экспертных оценок, тестирование, анкетирование. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.
Методологическую основу исследования составили научные работы изложенные в трудах отечественных ученых, таких как Л.И. Божович , Л.А. Венгера , Е.М. Ерофеевой , Л.В. Куцаковой , Л.А. Парамоновой , Н.Ф. Тарловской и Л.А. Топорковой , И.А. Яковлевой .
Данный дипломный проект описан на 81 страницах и состоит из пояснительной записки, практической части (комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструирования из бумаги у детей старшая группы), списка литературы и приложения.
В пояснительной записке описана актуальность выбранной темы, представлены результаты анализа федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, теоретико-методологическое обоснование комплекса занятий , обоснование структуры и содержания комплекса , анализ ресурсов и условия реализации, педагогические условия реализации, оценка результативности реализации.
В практической части представлен комплекс занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Значимость работы заключается в том, что в ней рассмотрено значение комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы, теоретические аспекты занятий по ручному художественному труду, процесс развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы, разработан комплекс занятий по ручному художественному труду, применение которого позволит личности саморазвиваться и самореализоваться.
Новизна исследования заключается в разработке комплекса занятий по ручному художественному труду, адекватных современным требованиям к развитию умения конструировать из бумаги детей старшая группы.
Материалы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных организаций, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования при организации работы с обучающимися по развитию умения конструирования, а также студентами, осваивающие специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».
В разных источниках разные авторы дают свое определение понятия «умение». Так, П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «умение»: умение - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.
С.И. Ожегов: умение - это навык в каком-нибудь деле, опыт.
Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и другие).
Умение - выполнение действия (дела, задачи) с надлежащим качеством. Это освоенный человеком способ выполнения действия, способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности. Умение – практическое приложение знания в жизни. При этом, в отличие от навыка, это осознанный процесс, требующий включения головы.
Конструирование (construere) - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, направленное на получение продукта.
Конструирование для детей — достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекательным и развивать ряд полезных навыков и умений. В старшая группе детского сада открываются практически неограниченные возможности для использования всевозможных техник и материалов при проведении занятий по конструированию.
Виды конструирования в детском саду:
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из природного материала.
конструирование из бросового материала
конструирование из бумаги и картона
В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим своѐ лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Учитывая универсальные свойства бумаги, еѐ пластичность и яркую художественную выразительность композиций – конструкций и образов из неѐ в различной технике исполнения (аппликация, оригами, вырезание, квиллинг, торцевание), мы обосновано можем говорить о художественном конструировании.
Конструирование из бумаги – занятие очень увлекательное. Как и любая художественно – творческая деятельность, оно способно стать эффективным средством воспитания эстетической культуры, развитие творческих способностей, формирования общетрудовых умений и навыков.
В процессе конструирования из бумаги дошкольники обычно создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), поделки для украшения интерьера и т.п. Причём такими поделками могут быть как литературные персонажи («Колобок», «Баба-яга», «Царевна-лягушка»), так и придуманные образы («Солнечный человек», «Вакса-клякса», «Корзинка с волшебными цветами»). Психологические особенности детей этого возраста приводят к тому, что даже при изготовлении поделок на основе реально существующих предметов, например, кроватка, стулья, веер и другие, и живых образов - лисичка, котёнок, мальчик и т.д., дети обязательно каким-то образом стремятся украсить свои поделки, придать необычную форму какой-либо части, при этом, оставляя неизменной основную конструкцию . В работе с бумагой выделяют разные виды техник: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Разрезание и сгибание - наиболее сложные и, в то же время, они больше являются распространёнными в педагогической практике. Этой техникой, дети овладевают еще в среднем дошкольном возрасте, с пяти лет, и получают развитие в старшем дошкольном возрасте. Для таких техник конструирования, как сминание, скручивание и разрывание бумаги, освоение возможно уже в три-четыре года. При таком раннем обучении этим техникам старшие дошкольники активно используют сформированные умения и создают отдельные элементы для своих поделок: бантик клоуна или куклы, цветы в корзине, опушка шубы у Деда Мороза и т.п. Также интересным способом формирования конструктивных умений является использование оригами. Так называется техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях. Данная техника была изобретена в Японии.
Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте) .
Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала имеет несколько направлений, которые тесно связаны между собой. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные.
Плоскостное конструирование из бумаги:
- скручивание, скатывание ,обрывная аппликация, мозаика, торцевание, квиллинг.
Объемное конструирование из бумаги:
- оригами, киригами, бумажная скульптура, поделки из бумажных полос, поделки из конусов и цилиндров, из бросового материала, объемный квиллинг, форматное конструирование.
В плоскостном конструировании основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге, при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Технологии конструирования из бумаги:
Скручивание
Эта технология конструирования, доступна детям с самого раннего возраста. Суть этой техники в том, что при помощи изготовления жгутика, создаётся элемент декора либо целая композиция. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Лучше всего использовать салфетки, но можно применять туалетную или гофрированную бумагу. Вначале нужно показать детям, как скатывать жгутик или рулончик из бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгутика, напоминают прядение. Кладём полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем её в жгут. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для детей любого дошкольного возраста. Во 2-ой младшей группе для первых поделок выбирают композиции с небольшим количеством элементов. После первых успехов можно переходить к более сложным поделкам.
Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги - Скатывание
Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса. С помощью такой техники можно создавать объемные картины, картины-мозаики, или необычные коллажи. Технология скатывания доступна малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.
Обрывная аппликация
Является ещё одним интересным видом работы с бумагой, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения.
Техника обрывной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких-либо навыков. Основа для аппликации должна быть плотнее той бумаги, из которой она будет выполняться. Это может быть или плотный
лист бумаги, или же картон. При обрывании пальцы должны располагаться
впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии. Рекомендуемый возраст, когда дети начинают знакомиться с этой техникой: от трех лет.
1 способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.
2 способ - дети рвут бумагу произвольно, кому как хочется. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (крона дерева, пушистый снег, закат солнца). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.
Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук .
Мозаика
В переводе с французского - сложенный из кусочков. Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности.
Мозаика может быть контурной, т. е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т. д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.
Торцевание
Несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Владея этой техникой и используя собственную фантазию, можно получить картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям. Техника «торцевание» очень популярна потому, что, во-первых – проста, во-вторых – работы в этой технике обладают необычайным эффектом пушистости. Торцевание представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Каждая торцовка, как отдельный мазок в картине. Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и так называемый торцовочный инструмент. Бумага годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная или креповая бумага, но для торцевания подойдут и обычные салфетки.
Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
Алгоритм работы следующий:
1.Нарезаем квадраты.
2.Делает заготовку ,рисуем на плоскости узор
3.Тупой конец торцовочного инструмента ставим на бумажный
квадратик.
4.Сминаем бумагу и прокатывает палочкой между пальцами.
5.Приклеиваемторцовкукзаготовке.
6.Вынимаемпалочку.
Эта техника проста и состоит из одной операции, процедура повторяется многократно.
Торцевание на бумаге бывает:
1. Контурное: торцовки выкладываются по контуру изображения.
2. Плоскостное: торцовки располагаются плотно друг к другу по всей
поверхности рисунка.
3. Объемное: торцовки приклеиваются под разным углом к поверхности
листа, что позволяет создать объемное изображение.
4. Многослойное: торцовки вклеивают друг в друга.
Торцевание на пластилине и пенопласте – интереснейшая разновидность, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы.
Рекомендовано начинать работу в данной технике со средней группы. С детьми средней группы рекомендуется работать с более крупными квадратами, используя карандаш.
Со старшими дошкольниками от карандаша можно перейти к стержню, палочке и т. п., тогда торцовки получаются мельче и изящнее, квадраты для этого готовятся меньшего размера.
Такой техникой можно создавать разнообразные открытки, игрушки в виде животных, цветы и многое другое.
Квиллинг
Этому искусству бумагокручения не одна сотня лет. И возникло оно в Европе на рубеже 14-15 веков. Собственно, само слово QUILL обозначает перо. Считается, что средневековые мастера квиллинга использовали кончики перьев как инструменты для сворачивания многослойных колечек из тонких бумажных полос. Затем из колец формировали замысловатые узоры, выкладывая их на основу – иконы, рамы зеркал, шкатулки, родовые гербы и т. д. Для работы в этой технике используется цветная бумага, окрашенная в массе (чтобы срез полоски тоже был цветным, ножницы, клей, специальный инструмент. В данном случае зубочистка с расщелиной. Техника бумагокручения не сложна. Полоска бумаги для квиллинга (ширина полосок может быть разной, от 3 до 15 мм) свивается в тугую спираль. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре, она является основой многообразия форм. После чего эта спираль распускается до нужного размера и затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается клеем. Начинать работу с детьми в технике квиллинг рекомендуется со старшей группы. Чем старше дети, тем полоски используются уже. К концу старшая группы используются полоски шириной 5 мм.
Начальный этап работы – знакомство с основными базовыми формами
– спираль, капля, глаз, треугольник, квадрат. Знакомство с формами происходит с усложнением. И детские работы состоят лишь из изученных форм. Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть.
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - направления) – техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях без применения ножниц.
Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира.
Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.) . Отметим, что изделие, созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе. С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения. Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом пригодится любая тонкая и прочная бумага.
Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат» можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой либо из базовых форм строится множество известных моделей.
Киригами
Это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами – это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.
Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: «киру» - резать и «ками» - бумага. Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складвания листа бумаги вдвое и вырезывания различных фигур.
Одна из наиболее молодых и сложных техник детского конструирования из бумаги – Бумажная скульптура. В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и оригами, и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.
Еще одна разновидность объемного конструирования — Поделки из бумажных полосок. Здесь используются ножницы и клей. Полоски можно: свернуть в колечко, изогнуть волной, свернуть петелькой, накрутить на карандаш, сложить гармошкой.
Изделия из полосок также делают из плотной бумаги — тонкая не будет держать форму. Но также не подойдет и картон — полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали — скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза.
Поделки из конуса и цилиндра
Для этой группы игрушек используют плотную бумагу: рисовальную, обложечную, бархатную, настольную, глянцевую. Все игрушки имеют общий принцип построения, они состоят из основы — конуса, головки и отделки. Отделку следует производить способом аппликации, применяя различную бумагу.
При конструировании из бумаги в поделку вполне можно включать Бросовый материал. Например, втулку от рулона туалетной бумаги можно превратить в тело бабочки или в ствол дерева (кроной при этом может стать картонная тарелочка).
Возраст (6- 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Организация деятельности
• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
К 6-7 годам у дошкольников
Формируются такие умения :
- создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам;
- использовать образец.
Закрепляются умения :
- умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка).
- использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки- забавы.
Совершенствуются умения:
- создавать объемные игрушки в технике оригами.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности
Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Методика организации работы по ручному художественному труду детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Принцип систематичности.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
- объяснительно – иллюстративный,
- репродуктивный,
- проблемного изложения,
- частично поисковый,
рефлексивные приёмы и методы,
- игровой.
Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Таким образом занятия по ручному художественному труду способствуют развитию умения конструировать из бумаги у детей старшая группы, пробуждают чувство удовлетворения от результата своего труда, развивают потребность в творчестве.
Обоснование структуры и содержания комплекса занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы
Под детским конструированием понимается деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт из различных материалов (бумаги, пластилина, конструктора и др.) игровые поделки (постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Ребенок 6 лет уже может сам придумать, что он будет делать, составить план и действовать по нему, чтобы воплотить задуманное. Задача воспитателя заключается в помощи ребенку. Старшему дошкольнику не нужно говорить: «Ты должен сделать так». Нужно побуждать детей размышлять, поэтому лучше предложить: «Давай подумаем, как это можно сделать».
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др. Многие известные педагоги, так или иначе, касались проблем педагогического проектирования. А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка деталей предстоящей деятельности детей и педагогов (Безрукова В.С.).
Педагог должен контролировать весь процесс, показывать и объяснять новые техники, подсказывать что непонятно ребёнку. Но делать это так, чтобы дети чувствовали свою ответственность и самостоятельность.
В данном проекте мы стремились частично облегчить труд тем, кто работает над развитием умений конструировать из бумаги с детьми старшая группы . В комплекс вошли наиболее интересные занятия по ручному художественному труду направленные на развитие умения конструировать из бумаги с использованием разных техник.
Объектом нашего педагогического проектирования является процесс развития умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Для данного проекта выбрана форма проектирования – Комплекс занятий по ручному художественному труду , направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету. В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. То есть учебное занятие – есть модель образовательного процесса, качество которого зависит от правильности определения каждого из компонентов и их рационального сочетания. Любое занятие представляет собой одно из звеньев образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.
Занятия по конструированию из бумаги приобретают особое значение в развитии умения конструировать у детей 6-7 лет в силу использования специфики самого материала (богатство его форм, цвета, фактуры, многофункциональность и т.п.), позволяющей не только отображать, но и выражать старшим дошкольникам свое отношение, т.е. строить художественный образ. Кроме того, в старшая к школе группе начинают использовать конструирование по условиям, содержащее в себе большие развивающие возможности.
Что такое комплекс? Словарь Ушакова трактует данное понятие как: метод преподавания, состоящий в том, что занятия в дошкольном образовании преподаются не отдельно друг от друга, а вместе, в общей связи. В экономическом словаре понятие комплекс (от лат. complexus связь, сочетание) – совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность.
Проанализировав два понятия «комплекс» из разных словарей, можно сделать вывод, что они имеют общие черты, а также имеются и отличительные особенности. Исходя из вышеизложенного понятно то, что комплекс – это совокупность чего-либо, образующее единое целое.
Понятие «комплекс» в дипломном проекте определяется как система, совокупность занятий, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.
Основу реализации комплекса составляют:
Принципы реализации комплекса:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно ( от простого к сложному)
Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.
Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), ст. 64.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержден приказом министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- СанПин 2.4.1. 3049-13 (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса). П.11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. П.11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой /Образовательная область «Художественно- Эстетическое развитие». Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Приобщение к конструированию ( из различных материалов), развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструирования.
Аппликация: Развивать умения составлять узоры из геометрических элементов; закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой; при создании образов поощрать применение разных приемов вырезания, обрывания, скручивания бумаги, наклеивания изображений.
Прикладное творчество( работа с бумагой и картоном):Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной , квадратной , круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона ; создавать игрушки-забавы. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров и украшений к праздникам; формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.:ИД «Цветной мир», 2017.-192с. В художественном конструировании педагог поддерживает у детей интерес к созданию различных конструкций для обустройства игрового, праздничного оформления интерьера детского сада( игрушки, сувениры, подарки). Дети продолжают осваивать технику оригами и киригами, опираясь на показ педагога и технологические карты , схемы, фотографии. С удовольствием конструируют модели корабликов, самолетиков, маски и персонажей пальчикового театра. Педагог знакомит детей с новыми способами конструирования из бумажного квадрата. Дети свободно применяют и комбинируют разные художественные техники (оригами, обрывная аппликация, создание моделей на основе конуса, цилиндра, гармошки) Педагог по своему желанию или дополнительной кружковой деятельности может ознакомить детей с разнообразными другими техниками конструирования из бумаги (торцевание, квиллинг, киригами, и др.)
-Программа кружка «Волшебная мастерская» для детей 6-7 лет Шумакова Е.А. воспитатель МАДОУ №12КГО. Разработана на основании парциальной программы Лыковой И.А «Умные пальчики». Основная цель программы кружка «Волшебная мастерская»: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения техниками ,приёмами и способами конструирования из бумаги.
Содержание программы «Волшебная мастерская»» предполагает развитие умений конструировать из бумаги, творческих способностей детей при работе с бумагой .
Программа построена « от простого к сложному». Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге, при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник ( обрывная аппликация, объемная аппликация, декупаж , торцевание, оригами, квиллинг)
Занятия кружка направлены на развитие умений конструировать из бумаги. К 6-7 годам у дошкольников закрепляются такие умения :
- умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной ,круглой формы в разных направлениях(пилотка).
- использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки- забавы.
Формируются умения :
- создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка)
- подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; использовать образец.
Совершенствуются умения:
- создавать объемные игрушки в технике оригами.
Условия реализации программы
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Программой предусматривается 1 занятие в неделю в вечернее время –понедельник/пятница (через неделю).
Практическая значимость продукта состоит в том что, что разработанный, комплекс занятий может быть использован педагогом дошкольного учреждения с целью развития умений конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Цель создания комплекса – подбор и систематизация занятий по ручному художественному труду, направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
Задачи:
1) Подобрать занятия направленные на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
2)Оформить комплекс занятий по ручному художественному труду , направленных на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы, в соответствии с предъявленными требованиями.
Б. И. Коваленко предлагает следующую структуру комплекса:
титульный лист;
выходные данные (аннотация);
содержание;
пояснительная записка;
основная часть (комплекс);
список литературы
Изучив данную литературу, нами был спроектирован комплекс занятий, по структуре, предложенной Б. И. Коваленко :титульный лист, выходные данные(аннотация), содержание, пояснительная записка, основную часть (занятия, направленные на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы) , список источников и литературы.
Титульный лист включает в себя:
полное наименование учебного заведения;
название и жанр методической работы;
фамилию, имя, отчество автора работы;
город и год издания.
Оборот титульного листа включает в себя:
- имя разработчика;
- название разработки;
- краткая аннотация.
Содержание комплекса занятий по ручному художественному труду включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов (кроме титульного листа и оборота) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в указаниях. Содержание размещается после титульного листа.
Пояснительная записка комплекса должна содержать следующие сведения:
обоснование актуальности темы комплекса;
цель, задачи комплекса;
возраст воспитанников и их психологические особенности;
особенности реализации комплекса.
Занятия комплекса разработаны в соответствии с календарно-тематическим планом кружка «Волшебная мастерская».
В основную часть комплекса входят занятия по ручному художественному труду , направленные на развитие умения конструировать из бумаги у детей старшая группы.
В соответствии с программными задачами кружка цели занятий комплекса направлены на формирование умений конструировать из бумаги у детей старшая группы:
-умение складывать бумагу прямоугольной , квадратной ,круглой формы в разных направлениях(пилотка);
-использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки- забавы.
На закрепление таких умений конструировать из бумаги у детей старшая группы:
-создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
- использовать образец.
На совершенствование умений конструировать из бумаги у детей старшая группы:
-создавать объемные игрушки в технике оригами.
В процессе занятий дети знакомятся с различными техниками конструирования из бумаги: обрывная аппликация, объемная аппликация, декупаж , торцевание, оригами, квиллинг , в соответствии с классификацией предложенной С.В.Погодиной по конструированию из бумаги , которая разделяет данный вид конструирования на плоскостные и объемные техники.
Например:
Занятия из комплекса по плоскостному конструированию такие как :
«Дикие животные. Ежик» - Цель занятия : продолжение знакомства детей с приёмом работы с бумагой в технике обрывной аппликации, формирование умения отрывать маленькие кусочки бумаги от большого листа, наклеивать их на силуэт, не выходя за контуры.
«Осеннее дерево» - Цель занятия: формирование умения создавать образ осеннего дерева в технике «торцевание» из гофрированной бумаги .
«Ветка рябины» - Цель занятия: формирование умения создавать образ ветки рябины в технике «торцевание» из гофрированной бумаги .
«Осеннее дерево» - Цель занятия : формирование умения скручивать тугой ролл, распускать его до базовой формы «глаз» и собирать все элементы в единую композицию, воспитывать интерес к искусству квиллинга .
Занятия из комплекса по объемному конструированию:
«Домик» - Цель занятия: формирование умения создавать объемную игрушку из бумаги в технике оригами, передавать в поделке ее форму с элементами аппликации.
«Дед мороз» - Цель занятия: отработка умения склеивать конус из полукруга, дополнять необходимыми деталями, совершенствование навыков работы с бумагой .
«Снеговик» - Цель занятия: формирование умения создавать объемную игрушку из бумаги в технике оригами, передавать в поделке ее форму.
«Путешествие в морские глубины» - Цель занятия: формирование умения создавать объемную игрушку из бумаги в технике оригами ( образ рыбки), передавать в поделке ее форму, части тела.
Занятия комплекса построены « от простого к сложному». На первом вводном занятии дети знакомятся со свойствами и техниками работы с бумагой. В последующих темах занятий дети выполняют поделки от наиболее простых техник конструирования из бумаги плоскостных (скручивание, скатывание, обрывная аппликация, мозаика, торцевание, квиллинг) , до объемных(оригами, киригами, бумажная скульптура, поделки из бумажных полос, поделки из конусов и цилиндров, из бросового материала, объемный квиллинг, форматное конструирование).
В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге, при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.
Обучая детей конструированию из бумаги нужно использовать в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и т.д. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Иногда используем индивидуальный показ нового приёма, способа действия.
Занятия проводится с учетом индивидуальных способностей детей. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность, чему способствуют используемые методы и приемы.
Наглядные методы :
- показ способов действия с инструментами и материалами;
-обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- показ способов выполнения работы.
Например: занятие «Кораблик» Цель- формирование умения создавать объемную игрушку из бумаги в технике оригами, передавать в поделке ее форму. Воспитатель на занятии показывает кораблик и одежду моряков, дети внимательно рассматривают все предметы. Затем показывает этапы и последовательность выполнения поделки. Далее дети приступают к выполнению поделки.
Занятие «Дикие животные. Ежик» Цель- продолжение знакомства детей с приёмом работы с бумагой в технике обрывной аппликации. Воспитатель на занятии показывает иллюстрации с изображением ежика, дети описывают его мордочку, глазки, лапки, иголки на спинке. Затем показывает способ выполнения аппликации, последовательность работы. Далее дети приступают к выполнению аппликации.
Словесные методы :
- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)
- совместный анализ выполненной работы;
- анализ детских работ самими детьми.
Например: в теме занятия комплекса « Космическая ракета» Цель- формирование умения создавать объемную поделку из бумаги в технике оригами (ракета) , передавать в поделке ее форму. Воспитатель использует в начале занятия приветствие и загадку, затем беседа о празднике «День космонавтики», далее объяснение способа выполнения работы; заканчивается занятие обсуждением проделанной работы .
В теме занятия комплекса «Домик» Цель- формирование умения создавать объемную игрушку из бумаги в технике оригами, передавать в поделке ее форму с элементами аппликации. Воспитатель использует в начале занятия художественное слово (чтение стихотворения), затем объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы; заканчивается занятие обсуждением проделанной работы и анализом детских работ самими детьми.
Практические методы используются при проведении всех занятий комплекса :
- упражнение;
- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по разным видам техник конструирования из бумаги и картона.
- самостоятельное выполнение детьми работы.
Например: на занятии комплекса по теме «Бабочка» Цель- формирование умения создавать поделку из бумаги в технике квиллинг; интерес к эстетической стороне жизни насекомых. Воспитатель сначала совместно с детьми вспоминают строение бабочки, затем напоминает прием и способ работы в технике квиллинга, далее дети следуют указаниям воспитателя и выполняют по инструкции все элементы из которых состоит бабочка, затем собирают из деталей образ бабочки.
На занятии по теме «Цветочные фантазии» Цель- формирование умения создавать поделку из бумаги в технике квиллинг. Воспитатель сначала предлагает сделать поделку для близкого человека , затем совместно с детьми вспоминают прием и способ работы в этой технике конструирования, далее дети следуют указаниям воспитателя и выполняют по инструкции все элементы цветка и самостоятельно выполняют работу.
Формированию умений конструировать из бумаги способствует использование на занятиях комплекса игровых методов:
- сюрпризные моменты используются в начале занятия (появление героя , посылки, волшебного мешочка, загадки для создания образа героя).
- игровые ситуации (приходит письмо о помощи от сказочного героя которое и стимулирует детей на создание поделки)
- использование пальчиковых игр и упражнений;
- использование динамических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, пальцев, динамических игр и т.д.)
- обыгрывание своих поделок (после изготовления поделки дети могут использовать ее в сюжетно-ролевой игре, обыграть сюжет сказки или придумать что то новое )
Структура занятий комплекса соответствует требованиям ФГОС ДО
I. Мотивации.
Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- выбор детьми необходимого материала для работы;
- выполнение детьми работы.
- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- совместное рассматривание детских работ;
- анализ детских работ воспитателем;
- анализ детьми своих работ и работ других детей;
- организация выставок детских работ, обыгрывание детьми своих поделок.
Реализация комплекса занятий по ручному художественному труду направленных на развитие умения конструировать из бумаги завершается итоговым занятием по теме «Птицы в гнездышке» - Цель занятия: создание коллективного панно «Птицы в гнездышке», с использованием разных техник конструирования из бумаги (торцевание, квиллинг, оригами, обрывная аппликация). Воспитатель в начале занятия использует словесный метод (беседа), затем предлагает детям сделать коллективное панно на память детскому саду, обсуждают что будут делать и какие техники использовать в этой работе, затем наглядный метод (показ алгоритма действий ) и далее практический метод (выполнение заданий). Итог занятия совместное рассматривание и анализ коллективной работы детьми .
В процессе реализации занятий формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Список использованной литературы представляет собой перечень игровых сборников, использованных при составлении сборника игр. При этом библиография оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7- 80- 2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7. 1- 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Таким образом, в рамках данного комплекса реализуемого в рамках кружка «Волшебная мастерская»» у детей развиваются конструктивные умения , творчество, фантазия, наблюдательность, формируются полезные практические навыки, представления о свойствах материалов, интерес к труду, стремление выполнить работу как можно лучше. Также внимание уделяется тематическим праздникам таким как «Новый год», «Рождество», «23 февраля», «8 марта», «День космонавтики», ребенок изготавливает подарки для родных и друзей. Системность проведения занятий по ручному художественному труду, позволяет повысить уровень сформированности умений конструирования из бумаги у детей старшая группы.
3