Просмотр содержимого документа
««Комплексный подход в организации сопровождения детей с нарушением зрения дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения»»
«Комплексный подход в организации сопровождения детей с нарушением зрения дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения»
Проблема людей с ОВЗ так или иначе всегда волновала и заставляла действовать социум, радикальность или гуманность действий которого зависела от цивилизованности общества, национальных убеждений, традиций. Почему? Да потому, что это довольно многочисленное количество людей, оставаясь социально неадаптированными, они были, в большинстве своём, и социально непригодными, а многие из них социально опасными. Чтобы избежать этих проблем, общество вынуждено (в последнее время в большей степени из гуманистических соображений) решать проблемы таких детей.
Последние два десятилетия юридический статус таких детей менялся: то это были дети «с нарушением…», то «с отклонениями в развитии», то «с ОВЗ». Но, тем не мене, данной категории детей в России уделяется существенное внимание.
До 90% информации об окружающем мире ребёнок получает благодаря зрению. Легко представить, что наличие дефекта зрительного восприятия в большинстве случаев оказывает резко отрицательное влияние на весь организм ребёнка, но прежде всего, на психологическое развитие ребенка: затруднены мыслительные операции, нарушено внимание, работоспособность, физическая активность, что препятствует полноценному развитию интеллектуальных и физических возможностей ребенка.
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем, при ориентировке в пространстве.
Нарушения функций зрения приводят к определенным трудностям в овладении предметно – практической деятельностью. На фоне этого у детей с нарушениями зрения наблюдается неуверенность в своих возможностях, не формируется умение преодолевать трудности. У них могут отставать в развитии культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания, снижаться интерес к результату труда.
Но у всех детей задержка интеллектуального развития на этом фоне имеет индивидуальную степень проявления. Учитывая возрастные, индивидуальные особенностей детей, важно понять следствием чего является отставание в интеллектуальном развитии, и выработать каждому ребёнку индивидуальный образовательный маршрут.
Если это следствие органического поражения ЦНС - то упор сделать на социальную адаптацию, если это педагогическая запущенность - то на компенсацию отставания и на работу с родителями, если это следствие только плохого зрения- то другое и т.д.
Основное назначение наших компенсирующих групп- выровнять стартовые возможности детей с ОВЗ, в том числе интеллектуальные, перед поступлением в школу.
Коррекционно-педагогическая работа в нашем ДОУ осуществляется в двух направлениях:
– е направление коррекция ограничений
– е направление компенсация ограничений
В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) /под редакцией Л.И. Плаксиной, с детьми с нарушением зрения осуществляется специальная коррекционная работа, которую проводят учителя – дефектологи совместно с другими педагогами учреждения и медицинскими работниками детской поликлиникипо следующим разделам программы:
Занятия проводятся ежедневно, в первую и вторую половину дня, подгруппами и индивидуально (в зависимости от потребностей ребенка), но все пребывание ребёнка носят коррекционную направленность и целесообразность в течение всего времени пребывания в ДОУ.
Для эффективного формирования специальных способов деятельности и, как следствие этого, стимулирования интеллектуального развития ребёнка, необходимо. Многократное их повторение. Это возможно тогда, когда работа с ребенком осуществляется комплексно: всеми специалистами учреждения, воспитателями и родителями в условиях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.
При проведении любого вида коррекционной работы мы учитываем задачи лечебного процесса. Используя тематический принцип планирования, все дидактические игры и задания для развития зрения подбираем индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы.
Выявление уровня развития ребенка с нарушением зрения, позволяет выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Коррекционная направленность воспитательно – образовательных мероприятий в сочетании с лечебными создаёт благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего,в том числе, интеллектуального развития ребенка.
Как и во всякой работе, важно понимание правильно выбранного направления, поэтому проводим систематически - 3 раза в год педагогический анализ: вводный – в сентябре, промежуточный – в январе, итоговый – в мае по методике М.М. Безруких и Л.В. Морозовой «Оценка уровня развития зрительного восприятия».
Данные обследования фиксируем в индивидуальной карте развития ребенка и в карте отслеживания результатов работы, анализируем на ПМПконсилиуме и, если необходимо, вносим коррективы в образовательный маршрут ребёнка и планируем коррекционно – педагогическую работу с детьми по разделам программы.
Организованная таким образом коррекционно – педагогическая работа положительно влияет на эффективность образования детей с нарушением зрения.
Ребенок с ограниченными возможностями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями.
Продвижение его по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения в нашем ДОУ.