Конспект детского экспериментирования в средней группе «Игры с воздухом»
Конспект детского экспериментирования в средней группе «Игры с воздухом»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивающие:
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- воспитывать интерес к экспериментированию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект детского экспериментирования в средней группе «Игры с воздухом»»
Конспект детского экспериментирования в средней группе.
Тема: «Игры с воздухом»
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивающие:
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Средства: кукла Незнайка, 2 шарика, веер, пакеты, стаканы с водой по количеству детей, трубочки, банка с водой, салфетка, пластилин, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров, бутылочка, апельсин.
Формы организации: фронтальная, в группе
Способы: игровая ситуация, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы к детям, индивидуальные ответы детей.
Ход:
Вводная часть:
Стук в дверь, заходит Незнайка: - Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости. - Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка. (Незнайка принес шарики). Какие шарики? (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).
Основная часть: - Почему ты, Незнайка, такой грустный? Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет) - Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.) А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.) - А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто? Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух? - А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория.)
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!) - Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух? Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?» - Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.) - Набираем в пакеты воздух и закрутим их.
- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.
Опыт 2. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»
- На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
- Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна. Затем вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
- Почему? Как считаете? (Ответы детей).
Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.
- Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Откуда они взялись? -Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный! - Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим! Опыт 3. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
- Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? ( Выходят пузырьки.) - Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! - Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.) - Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.) - Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
- А перед следующим опытом я предлагаю размяться.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»
- Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.) - А что такое ветер? (Ответы детей). - Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. - А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. - Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.) - Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.) - А что умеет делать ветер? (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»
ОПЫТ 5. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)
- Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)
Вывод: воздух можно услышать.
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.
Заключительная часть:
Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать! - Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух. (Ответы детей).
- Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет. Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! - А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)
Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха. - Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.