Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.
Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.
Уточнение артикуляции и характеристики звука О.
Сказка «Живые звуки».
-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)
Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»
Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания:
-- О каком звуке эта сказка?
-- На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)
-- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
-- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
-- Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)
-- На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)
-- Запишем песенку и споем.
На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький—короткий в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.
Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).
Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.
Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.
Знакомство с буквой О.
О посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ. Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо, бублик, обруч, окно)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла—
Покатиться бы могла.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).
Ребята звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
(Показ презентации 1 слайда).
Произнесение слов со звуком О в начале слова.
Показ презентации. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.
Игра-упражнение «Найди слово со звуком О»
Слайды презентации. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.
Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.
Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н.Нищевой
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки и удары кулаками)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальцу начиная с большого.)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Игра «Найди картинку-слово на звук О» и положи на облако, остров, озеро.
Работа с раздаточным материалом. На столе разложены картинки, и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком О, и положить её на формы.
Отговаривание действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на остров. И т.д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.
Но-но-но – посмотри в окно. Бок-бок-бок – колобок.
Но-но-но – там темно.
Ом-ом-ом – новый дом.
Мок-мок-мок – там замок.
Упражнение на дыхание «Подуй на облако»
Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.
Игра «Скажем и покажем»
Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.
Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)
Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)
Штриховка буквы. Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое изображение.
Итог занятия.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с обезьянкой.