Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] "Цирк"»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] «В цирке».
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
Образование существительных, обозначающие названия профессий;
Знать артикуляционные упражнения;
Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
Знать графический образ буквы Р;
Коррекционно - развивающие:
Развивать фонематический слух
Развивать навыки звукового анализа и синтеза
Развивать целостное восприятие
Развитие мелкой и общей моторики.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
Воспитывать положительный интереса к логопедическим занятиям
Оборудование:
Разрезная картинка «Трамвай», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы», картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч, верёвочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам пришёл цирковой тигр и он приглашает нас в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок с тигром.
Упражнение «Чистим зубки»
Упражнение «Барабанщик»
Упражнение «Маляр»
- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «трамвай»).
- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
С помощью шнурков выкладывают букву Р
4. Автоматизация звука.
1) в слогах
- Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты выступают в цирке? (Ответ ребёнка) В названиях каких из них есть звук Р?
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Я произнесу слог, а вы его повторите, соответствующее цифре количество раз:
пра - 2 дры — 3 пар — 2 кра — 3
- Молодец!
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
- Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, рояль, гитара, гармошка…
- Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
6. Динамическая пауза
- Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
А потом мы приседаем.
На гармошке мы играем
И звук р мы закрепляем.
7. Позиция звука в слове.
- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
2) в словах
- На арене выступает фокусник. Он показывает фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
- Да.
- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
- Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
- Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– В акробате выступает цирк.
– В барабан играют на оркестре.
– Дорога едет по трамваю.
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Оценка работы детей на занятии.
10. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой.
- Выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.