Конспект индивидуального занятия в старшей группе с детьми с ОНР "Внимание"
Конспект индивидуального занятия в старшей группе с детьми с ОНР "Внимание"
Индивидуальное занятие в старшей группе.
Тема занятия: «Внимание».
Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.
Продолжительность – 15-20 минут.
Задачи: - коррекция устойчивости внимания
- произвольности внимания,
- распределения внимания,
- формирование самоконтроля,
- развитие зрительной памяти,
- развитие мелкой моторики и кинестетической организации движений,
- повторение названий геометрических фигур.
Оборудование: вырезанные из картона геометрические фигуры - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб, овал; дидактический материал для тренировки зрительного внимания – карточки с изображениями предметов; стимульный материал к методике «Корректурные пробы».
Ход занятия.
1. Упражнение «Запоминай порядок».
Перед ребенком выкладываются в ряд 5—6 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб, овал. Перед выполнением упражнения ребенок вспоминает название каждой фигуры, при затруднении дефектолог напоминает название.
Инструкция: «Посмотри на фигурки и запомни, в каком порядке они лежат?» Ребенок смотрит на фигуры в течение 10 секунд, после чего закрывает глаза, а педагог перекладывает одну фигуру. Ребенок должен обнаружить изменения. Упражнение повторяется 4-5 раз. Время выполнения – 5 минут.
2. Упражнение на развитие внимания.
Перед ребенком поочередно по мере выполнения задания выкладываются карточки, на которых дано изображение предмета и несколько вариантов похожих предметов.
Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно и найди на карточке точно такой же предмет». Ребенок смотрит на изображение в течение 5-10 секунд, после чего должен путем сравнения обнаружить идентичный предмет. В случае ошибки дефектолог обращает внимание ребенка на различия в изображении. Упражнение повторяется 4-5 раз на разных картинках. Время выполнения – 5 минут.
3. Упражнение «Корректурные пробы».
Ребенку предлагается на листе бумаги с многочисленными изображениями картинок (квадраты, звездочки, треугольники, круги, прямоугольники) найти и зачеркнуть все звездочки.
Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно, найди и зачеркни все звездочки, как можно быстрее». Ребенок выполняет задание в течение минуты, после чего, при успешном выполнении, можно поменять задание: «А теперь тебе нужно обводить в кружочек все квадраты. Будь внимательным».
После выполнения задания дефектолог вместе с ребенком проверяет правильность выполнения, при обнаружении ошибки обращается внимание ребенка. Время выполнения – 3-5 минут.
4. Упражнение на развитие мелкой моторики и кинестетической организации движений – пальчиковая игра «Клей».
Ребенку предлагается положить руки на стол, растопырив пальцы, ладонями вниз.
Инструкция: «Представь, что твои ручки приклеились к столу. Сейчас я возьму волшебную палочку и буду по очереди касаться ей твоих пальчиков. Какого пальчика коснусь, тот и отклеивается. Смотри внимательно». Дефектолог касается палочкой пальцев ребенка в различном порядке и следит, чтобы от стола отрывались нужные пальцы. При затруднении ребенка поднять палец изолированно дефектолог помогает, придерживая остальные пальчики. Время выполнения –3-5 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Потерялись пять котяток, (ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Что же делать нам, ребята,
Как котят всех отыскать?
(поднять кулачки, покрутить ими)
Вот торчат из-под подушки
Рыжие кошачьи ушки.
(разгибать пальцы на обеих руках начиная с мизинца)
Вылезает из-под шкафа
Серая кошачья лапа.
И виднеется в корзинке
Черная кошачья спинка.
А кошачий белый хвост
Мы нашли на клумбе роз.
Нет лишь пестрого котенка.
Как его нам отыскать?
(пальцы рук сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, приглашающие жесты указательными пальцами)
Надо громко, очень четко
«Кис-кис-кис» его позвать.
Ребенок выполняет упражнения по счет.
Ребенок пытается правильно сдуть пёрышко.
Сообщение темы
А теперь отгадай загадку.
Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос?.. Это – наш любимый ...
Правильно, это пёс! А пёс это домашнее животное?
А почему?
Пёс
Да
Потому что он живет рядом с человеком и приносит ему пользу, охраняя его дом.
Основная часть
Характеристика звука
Развитие фонематического слуха
Закрепление звука в изолированном виде и в слогах
Связь звука с буквой
Смотри, Алёша, к нам в гости пришел пёс Саня! Как зовут нашего пса?
Какой первый звук стоит в слове Саня?
Давай, посмотрим в каком положении находятся губы, зубы и язык при произношении звука [С].
Смотри, Алёша, пёс Саня купил красные шарики для своих деток-щенят Савы и Славы. Давай поможем ему надуть шарики.
Упражнение «Слоговые дорожки».
Теперь вспомним правило чем отличается звук от буквы?
Правильно, а какой буквой обозначается звук [С]?
Давай напишем ее в воздухе.
Саня
Звук [С]
Губы – в улыбке.
Зубы – на расстоянии.
Язык – упирается в нижние зубы.
Да, язык и зубы.
Согласный, твердый и обозначается синим цветом.
Ребенок проходит лабиринт и говорит звук [С], а затем слоги: са-со-сы-су.
Звук мы слышим и говорим.
Букву видим и пишем.
Буквой С.
Физ. минутка
2 мин.
Есть у мамы-курицы
Пять маленьких цыплят –
Желтых, пушистых, веселых ребят.
(дети показывают пять пальцев)
Первый цыпленок лапкой гребет,
Второй цыпленок зёрна клюёт,
(имитировать движения руки за спиной, наклоны вправо и влево)
Третий цыпленок играет с жуком,
Четвертый нашел червяка под листом,
(прыжки на двух ногах, присесть, поднять руки, заглянуть под ладошки)
Пятый цыпленок бежит помогать
«Ку-ка-ре-ку» папе кричать.
(бег на месте, похлопать руками).
.
.
Закрепление звука в словах
Закрепление звука в предложении
Смотри, Алёша, это детки-щенки пса Сани – Сава и Слава. А это их мама-собака Сайка. Пёс Саня подарил Саве и Славе красные шарики. Щенок Сава любит есть колбасу, а щенок Слава любит есть сыр.
Что подарил пёс Саша Саве и Славе?
Что, любит, есть щенок Сава?
Что, любит, есть щенок Слава?
Когда папа-пёс Саша и мама-собака Сайка уходят на работу, щенята Сава и Слава очень скучают.
Что делают щенята Сава и Слава когда папа-пёс и мама-собака уходят на работу?
Пёс, собака, щенки это чья семья?
Красные шарики.
Колбасу.
Сыр.
Щенята Сава и Слава скучают, когда папа-пёс и мама-собака уходят на работу.
Собачья
Итог
3мин
Алёша, кто приходил к нам в гости?
Какие задания мы выполняли?
Алёша, ты молодец, хорошо занимался и пёс Саша принес тебе свою фотографию, а раскрасишь ее сам дома.
Пёс Саша и его семья.
Отгадывали загадку, ловили звук, помогали псу надуть шарики, вспоминали правило звука и буквы.