Предварительная работа:чтение сказки А.Цыферова «Паровозик из Ромашково», наблюдение за деревьями и листьями на прогулке, беседа о перелетных птицах, насекомых, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Оборудование:12 стульев, мольберт большой, 3 двусторонних детских мольберта, корзинка с листьями, лист А3, карточки-подсказки ( солнце, небо, дерево, цветок, бабочка, птица), альбомные листы в форме круга, овалов, картинки с изображением птиц, 3 гнезда со слоговыми схемами, бабочка, цветные восковые мелки, нарисованные на асфальте паровозик, клей-карандаш, звукозапись, магниты.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Здравствуй, солнце золотое! Поднять правую руку вверх
Здравствуй, небо голубое! Поднять левую руку вверх
Здравствуй, маленький дубок! Протянуть руки вперед
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую! Подать друг другу руки и соединится в круг.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Л:Железный дружок дал гудок,
Пустил дымок, помчался со всех ног.
А за ним, смотри-ка, братцы
Друг за дружкой быстро мчатся.
(Паровоз и вагоны.)
- Правильно, паровоз. Но не простой, это ... Паровозик из Ромашково, тот самый весёлый, любознательный паровозик, который любит путешествовать.
- Каким временем года любовался Паровозик?
- Какой сейчас весенний месяц?
- Предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы посмотреть на майскую весну.
Л: (в рупор). Внимание, внимание! Пассажиров, желающих совершить поездку до станции Ромашково, просят занять места в вагонах. (Дети подходят к паровозику и «занимают места» .Паровозик до станции Ромашково отправляется!
(Звучит в записи «Песня Паровозика», муз. В. Юровского, сл. Г. Сатира и Г.Цыферова.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 остановка
Л:Паровозик привез нас на полянку, чтобы мы могли полюбоваться небом и солнцем.
- Небо какое?
- Солнце какое?
- Облака какие?
- Молодцы!
- На носочках по тропинке
Друг за другом мы идем.
Ровно держим наши спинки
В лес весенний мы пойдем.
Будем по лесу гулять
Свежим воздухом дышать
Остановка «Лесная»
Дыхательная гимнастика
Положите руки на живот. Вдох носом, выдох через рот, плечи не поднимать.
Л:- Как красиво в лесу! Что происходит с деревьями весной?
- С какого дерева листок? Это березовый лист… и т.д. ( рябина, клен, дуб, осина, каштан)
Листья доставать из корзины и отдавать детям.
- Таня, какой лист ты положишь в корзину? Ответ полным предложением
Включить звукозапись пения соловья. Дети садятся на стулья.
- Как вы думаете, чей голос вы услышали? Это поет соловей – самая голосистая птица.
- Паровозик говорил: «Если мы не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну»
- Назовите, птиц,изображенных на картинках.Дети называют птицу и берут картинку
- Скажите одним словом, какие это птицы? Что делают птицы весной?
- Правильно, весной птицы вьют гнезда и высиживают яйца.
Давайте расселим птиц в гнезда. Обратите внимание, на гнездах нарисованы слоговые схемы. Что они обозначают? Подойдите к первому гнезду те, у кого в названии птицы 1 слог, ко второму гнезду - 2 слога, к третьему - 3 слога.
Соловей, грач, ласточка, дрозд, аист, утка
- Посмотрите, на дереве есть птичий домик, как он называется? Скворечник. Кто в нем живет? Поэтому мы не будем шуметь, и поедем дальше. Включить «Песенку паровозика» (останавливаемся на лужайке).
Остановка «Цветочная»
- На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
Что это? (Одуванчики)
- Мы цветочки рвать не будем
Пусть растут на радость людям
Желтые и голубые
Все красивые такие.
- А почему еще нельзя рвать цветы?
- Правильно, потому что насекомые питаются сладким нектаром цветов.
- Смотрите, бабочка!(Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть).
- Бабочка летела, на лужайку что сделала? (прилетела)
- К цветку что сделала? (подлетела)
- С цветкавверх что сделала? (взлетела)
- Вокруг цветка… (облетела), с цветка на цветок… (перелетела),и дальше… (полетела).
(При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть).
Физминутка «БАБОЧКА»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, покружиться)
Остановка «Художественная»
- Ребята, Паровозик показал нам прекрасную весну. Как же нам рассказать о весне и показать одновременно? (нарисовать)
- Подойдите к мольбертам, переверните карточку-подсказку, чтобы узнать, кто, что будет рисовать.
- Давайте закончим нашу картину и расскажем о весне.
Примерный рассказ: Весной ярко светит солнце. По голубому небу плывут белые, пушистые облака. На деревьях распустились зеленые листочки. В зеленой траве зацвели одуванчики. Проснулись насекомые. Из теплых краев вернулись перелетные птицы. Они поют, вьют гнезда и заселяют скворечники. Вся природа оживает и расцветает весной.
РЕФЛЕКСИЯ
Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Паровозик нас ждет. Дети по музыку возвращаются к месту начала занятия.
- Какое интересное путешествие!
- Где мы были, куда Паровозик привез нас сначала? Кого встретили на пути?
- Что вам запомнилось в нашем путешествии?
- На память о нашей поездке с Паровозиком нам останется эта картина. Вы посмотрите на нее и вспомните, как красиво было майской весной.