-выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее по теме, обобщить материал как систему знаний.
-учить детей логически мыслить, выполнять задания, обосновывать ответ;
2. Развивающие:
- развивать внимание, мышление, память;
- способствовать развитию творческой активности детей в художественно-эстетической деятельности. (продуктивная деятельность, движения под музыку и т. п.);
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие;
- различать и находить геометрические фигуры, цвет;
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
4. Оздоровительные:
- с помощью дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики динамических и музыкально - ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;
Виды детской деятельности: предметная деятельность, коммуникативная -общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, продуктивная, конструирование из природного материала, двигательная активность.
Методы: словесный, наглядно- демонстрационный, практический, игровой, метод контроля.
Приёмы:Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, показ и рассматривание иллюстраций, беседа, художественное слово.
Форма организации деятельности: индивидуальная и групповая.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Слайдыкартин четырех времен года; картина неизвестного художника; плакат- яблоня; бабочки на ленточках; дорожки разного цвета, сундучок, письмо.
Раздаточный материал: по количеству детей - пластиковые тарелки, природный материал (фасоль, манка), подносы для фасоли, поднос со снежинками, бабочки из бумаги на каждого ребенка, геометрические фигуры, картинки перелетных и зимующих птиц, яблоки.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости. Так как мы друг друга незнаем, предлагаю познакомиться. У меня в руках - веселый микрофон. Мы будем называть свое имя и передавать его друг другу. Меня зовут Алиса Андреевна. А вас? Очень приятно! Вот мы и с вами познакомились!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда приглашаю вас в путешествие в лес к Старичку – Годовичку!
Повторяйте все за мной:
«Ножкой топнем,
В ладошки хлопнем.
Покружимся, повернемся,
Дружно за руки возьмемся.
Закроем глазки, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях».
Ну вот мы и в лесу. А где же хозяин леса? Давайте его позовем! Старичок-годовичок – Ау!
Старик – годовик: Здравствуйте, дорогие гости. Я рад видеть вас в моем лесу. Мой лес не простой, а волшебный. В нем вы сможете побывать сразу во всех четырех временах года: зиме, весне, лете и осени.
Я волшебный старичок приготовил сундучок!
Кто задания все пройдет в нем подарочек найдет!
Ну а мне пора уходить, у меня много важных дел.
На дворе стоит апрель.
Посмотреть везде ль капель.
Посмотреть текут ль ручьи.
Прилетели ли грачи!
До свидания! (Старик- годовик уходит)
Воспитатель:- А, чтобы узнать, с какого времени года мы начнем путешествие, надо отгадать загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года… зовется. (осенью)
- Правильно – это ОСЕНЬ. Ребята, а какая погода осенью?
Дети: Холодная, пасмурная, дождливая, ветер дует холодный, реже греет солнце.
Воспитатель: Правильно. Осень бывает не только дождливой и хмурой, но и солнечной, красивой. А еще осень дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди. Скажите ребята, а в лесу собирают урожай? Что можно там собрать?
Дети: Грибы, ягоды. Воспитатель: Мы тоже с вами прогуляемся по лесу.
Пальчиковая гимнастика: «Грибы».
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Звучит музыка Чайковского «Осень» во время работы
Воспитатель: Мы не будем отставать от своих пальчиков, соберём много грибов. Садитесь за столы, подвиньте к себе тарелочки с манной крупой – это полянка, а вот грибок мы составим из фасоли, вот так. Посмотрите, как я составлю.
Воспитатель: Солнышко светит и зимой, и летом, и весной, и осенью. А елочки круглый год зеленые стоят.
- Непонятная у нас картина. Нельзя угадать, какое это время года. Ребята, как можно изменить эту картину чтобы на ней было изображено время года зима?
Дети: Нужно на картину добавить снег.
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сейчас мы нашу картину будем засыпать снегом. Посмотрите, у меня на подносе целый сугроб. (на подносе снежинки)
Воспитатель: А вы знаете из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок
Воспитатель: Скажите, ребята снежинка какая?
Дети: Белая, резная, пушистая, легкая.
- Когда мы идем по снегу под ногами он хрустит. Почему?
Дети: Потому что снежинки ломаются и хрустят.
Воспитатель: Давайте наши снежинки прикрепим на картину.
Какое время года теперь изображено на нашей картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, красивая картина у нас получилась!
Воспитатель: Прошла холодная зима и ей на смену приходит красавица…(весна)
Какой сейчас месяц?
Дети: Апрель
Воспитатель: А, что происходит в природе весной?
Да, весной все в природе просыпается, оживает. Солнце с каждым днем светит все ярче, дни стали длиннее, а ночи короче, тает снег, появляются первые весенние цветы, появляются листочки на деревьях, с теплых стран прилетают перелетные птицы, насекомые и животные просыпаются после зимней спячки.
-Все радуются весне: люди, животные, насекомые, растения. Так и хочется петь, плясать и хороводы водить.
-Приглашаю вас в хоровод «Яблонька». (Хороводная игра «Яблонька») (Все стоят в кругу, держась за руки, ребенок в центре круга. Он «яблонька». Все повторяют одни и те же движения.)
Мы посадим Яблоньку на горе, на горе, Наша Яблонька расцветет по весне, по весне,
Вырастай – ка Яблонька вот такой вышины, (все ходят хороводом вокруг ребенка, который сидит на корточках в центре)
Распускайся, Яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, Яблонька, в добрый час, в добрый час.
(все поднимают руки вверх, ребенок встает и тоже поднимает руки)
Потанцуй-ка Яблонька, попляши для нас, (ребенок танцует)
Ой, как наша Яблонька да распустилась.
Ой, как наша Яблонька да закружилась
А мы нашу Яблоньку все трясти будем
(все подходят к ребенку, шатают его и отходят обратно)
А мы сладки Яблочки собирать будем,
(все наклоняются вниз, показывая, что собирают яблоки)
А мы нашу Яблоньку все пощиплем,
(все подходят к ребенку и слегка щиплют его, щекочут)
Да от нашей Яблоньки убежим вихрем!
(все разбегаются, ребенок ловит кого-нибудь, и тот становится новым Водой).
Воспитатель: На нашу яблоньку прилетело много птиц, им тесно на одной яблоньке давайте их разделим на зимующих и перелетных. (На яблоньке расположены птицы). Нужно взять по одной птичке и расположить перелетных птиц в красном круге с солнцем, а зимующих – в синем круге со снежинкой.
(Звуки природы, пение птиц)
- Хорошо справились с заданием. Молодцы!
- И вот, после весны наступает долгожданное…(лето).
-Какие изменения в природе происходят летом?
- Летом все вокруг становится зеленым, цветут цветы, растут ягоды, летают насекомые. Посмотрите какие красивые бабочки! (Педагог дует на бабочку.) Подул ветер, и они полетели!
Дыхательная гимнастика «Бабочки»
(Детям раздаются бабочки на ниточках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (вдох через нос, выдох через рот; при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Воспитатель: Улетели наши бабочки.И нам пора отправляться в путь – дорожку, пора домой, кому на речку, кому в лес. (лежат три дорожки: красная, зеленая, желтая; геометрические фигуры) А, вернемся домой мы вот по этим дорожкам.
Сколько дорожек перед нами?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого цвета дорожки?
Дети: Красная, зеленая, желтая.
Воспитатель: У меня на подносе лежат камешки – геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы видите?