Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Дикие животные. Образование притяжательных прилагательных"»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 358 комбинированного вида»
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе
«Дикие животные. Образование притяжательных прилагательных»
Составила: учитель-логопед Люличкина Ю. М.
Форма проведения занятия: фронтальная.
Вид занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Цель: создавать условия для развития умения образовывать притяжательные прилагательные.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных; продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительным с помощью суффиксов –онок, -ёнок, -ата, -ята; создавать условия для закрепления навыка образовывать форму родительного падежа существительных; способствовать активизации пассивного словаря по лексической теме «дикие животные».
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей; воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным; развивать любознательность.
Оборудование: клубок ниток, мольберт, магниты, изображение белки, изображения бельчат (4шт), зашумлённое изображение диких животных, жетоны в виде шишек (красного, жёлтого, зелёного цветов), пластиковые стаканчики с изображением диких животных (по количеству детей), картинки с изображением семей диких животных, изображение различных частей тела диких животных, картинки с изображением «мам» и детёнышей диких животных, ноутбук.
Ход занятия:
I.Организационный момент (логопед вместе с детьми заходит в группу и находят клубок ниток) – Ребята, посмотрите, какой интересный клубочек. Это необычный клубок ниток. Это клубочек добра. Только он немного распустился. Давайте его смотаем, а когда мы его будем сматывать, то будем передавать его друг другу и называть друг друга ласково по имени. Я начну (дети, сматывая, предают друг другу клубок и называют друг друга ласково по имени). Вот мы и смотали весь клубочек и подзарядились от него добром и хорошим отношением друг к другу. Теперь работать нам будет приятно и хорошо.
II. Основная часть.
- Ребята, мне в книге попалась вот такая картинка. Что-то я никак не разберу, что же здесь нарисовано? Помогите мне (дети называют, изображённых на зашумлённой картинке, диких животных). - Как их всех можно назвать одним словом? (Дикие животные). Почему их так называют? (диких животных так называют, потому что они живут в лесу, сами строят себе жилища, сами добывают себе пищу). Значит, о ком мы будем с вами говорить сегодня? (мы будем говорить о диких животных). –Правильно. Послушайте стихотворение и скажите, о чём же мы ещё будем говорить? - В любой семье на свете Есть взрослые и дети У людей – ребята, А у зверей – зверята Всю семью мы соберем Правильно всех назовем. –Вы догадались, о чём ещё мы будем говорить? (мы будем говорить о семьях диких животных, их детёнышах). Всё верно, мы с вами продолжим говорить о том, как называются семьи диких животных и члены этих семей. –Посмотрите-ка, к нам на занятие кто-то пришёл? Что же это за зверёк? Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом. (Белка). – Да, действительно, это белка (переворачиваю изображение белки на мольберте). Но эта белочка прискакала к нам не из обычного леса, а из волшебного, поэтому мы сможем понять, о чём она говорит. Послушаем, зачем же она к нам пришла? (включаю аудиозапись: Здравствуйте ребята. Мои бельчата очень любят играть. Я с ними играла в прятки, и теперь никак не могу их найти. Помогите мне.) – Ну, что, поможем белочке?(да). Бельчата спрятались везде у нас в группе. Чтобы бельчата вернулись к маме-белке, нужно выполнить их задания. За выполненные задания вы будете получать шишки разных цветов: если вы всё выполнили правильно, берёте зелёную шишку; если у вас появились затруднения при выполнении задания, то возьмите жёлтую шишку; если же вы совсем не выполнили задание, то получаете красную шишку. В конце занятия мы посмотрим, шишек какого цвета у вас больше? Шишки вы будете складывать в стаканчики. На стаканчиках нарисованы дикие животные, выберите себе любое и скажите, кого вы выбрали (дети называют, каких диких животных они выбрали). Запомните, кого вы выбрали. –А теперь отправляемся на поиски бельчат. Вот и первый бельчонок. И вот его задание: скажите, без чего не бывает животного? (ответы детей: животных не бывает без лап, туловища, головы и т.д.) –Вы справились с заданием. Теперь бельчонок может вернуться к маме-белке. А вы можете взять себе шишку (дети выбирают себе шишки, я прикрепляю изображение бельчонка на мольберт). Отправляемся дальше. - Где же спрятался следующий бельчонок? Вот же он? Что за задание он нам приготовил? Ребята, вам нужно назвать, чья часть тела изображена (показываю детям картинки с изображением частей тела диких животных, дети отвечают: это лисья голова, волчий хвост, заячьи лапы и т. д.). Вот мы и выполнили задание бельчонка, поэтому он отправляется к маме-белке, а вы выберите себе шишки (дети выбирают себе шишки, я прикрепляю изображение бельчонка на мольберт). – А вот и ещё один бельчонок. Какое задание он нам придумал? Детёныши потерялись. Нужно скорее им найти мам (раздаю детям картинки с изображением детёнышей диких животных). –Я показываю маму, и если у вас детёныши этой мамы, то вы подходите, берёте картинку с изображением мамы и называете маму и детёнышей (мама – волчица, а детёныши – волчата, если один, то – волчонок и т.д.) – Молодцы! Нашли всех мам. Теперь бельчонок тоже может вернуться к своей маме. А вы можете взять себе по одной шишке (дети берут шишки, я прикрепляю изображение бельчонка на мольберт). – А кого же мы с вами ищем? (мы ищем бельчат). Кто их потерял? (они играли с мамой-белкой в прятки, и она их потеряла, не может найти). – Мне кажется, что ещё где-то есть один бельчонок. Ах, вот он! Что хочет узнать это любопытный бельчонок? Вы должны назвать семьи диких животных. Как называются мама, папа, детёныши и чья это семья? (мама – медведица, папа – медведь, детёныши – медвежата, если один – медвежонок, семья – медвежья и т. д.) – У вас всё отлично получилось! Выберите себе шишки. И этот бельчонок теперь может вернуться домой (дети выбирают себе шишки, я прикрепляю изображение бельчонка на мольберт). – Ой, белка что-то хочет сказать (включаю аудиозапись: Спасибо вам, ребята. Всех моих бельчат нашли. Мы с вами ещё встретимся. Не забывайте, что нас, диких животных, нельзя обижать и нужно помогать зимой. А теперь нам пора в наш волшебный лес. До свидания!).
III. Итог занятия.
- Ребята, кому мы помогали? (мы помогали белке искать бельчат) – А почему бельчата вернулись к маме? (потому что мы выполнили их задания) – Какие задания вы выполняли? (мы находили мамам детёнышей, называли части тела животных, семьи диких животных и т. д.) – Как мы должны относиться к диким животным? (мы должны оберегать их, не ломать их жилища, подкармливать в зимнее время) – Давайте посмотрим, шишек какого цвета у вас больше? (вместе с детьми считаем у кого каких шишек больше и делаем выводы, даю индивидуальную оценку работе детей)