Конспект (Мастер-класс) ООД по познавательному развитию в младшей группе «Приобщение к народной культуре: «Русская кухня»
Конспект (Мастер-класс) ООД по познавательному развитию в младшей группе «Приобщение к народной культуре: «Русская кухня»
Конспект (мастер-класс) ООД по позновательному развитию в младшей группе "Приобщение к народной культуре "Русская кухня". Цель: Познакомить с некоторыми блюдами русской кухни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект (Мастер-класс) ООД по познавательному развитию в младшей группе «Приобщение к народной культуре: «Русская кухня»»
Конспект (МАСТЕР-КЛАСС)
ООД по познавательному развитию
в младшей группе
«Приобщение к народной культуре:
«Русская кухня»
Воспитатель: Алфёрова Галина Викторовна
Тема: «Русская кухня»
Педагог-мастер: Алфёрова Галина Викторовна
Место проведения: групповая комната
Продолжительность Мастер-класса: 15 минут
Цель: познакомить с некоторыми блюдами русской кухни.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с русской народной культурой;
• Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины;
• Познакомить детей с пословицами и поговорками о том, что ели на Руси;
Материал: иллюстрации русских блюд (расстегай, курник, кулебяка, рыбник, каравай, блины и др., блюда русской кухни (муляжи).
Декорации: русская печка, на ней стоит котелок; стол накрыт скатертью.
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме с караваем в руках.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, с хлебом солью Вас встречаем, в гости вас приглашаем. Посмотреть наши умения, послушать наши выступления.
Воспитатель:
Вот он хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай всем подношу
И на стол его кладу.
Дети:
Нынче мы гостей встречаем
На своей родной земле,
Хлебом-солью угощаем,
Как обычай нам велел.
Очень рады встрече нашей!
С добрым словом, и с любовью,
И с душой гостям мы скажем:
Все:
«С хлебом-солью, с хлебом-солью!»
Воспитатель: Мы познакомимся с основными традиционными русскими блюдами.
Издавна на Руси повелось гостей встречать самым дорогим – хлебом и солью. Посмотрите какой у нас красивый, румяный, с листиками и солнышком каравай. Я расскажу вам о традиции, как нужно угощаться караваем.
Хлеб – соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар – целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. Такова старинная традиция русского народа.
Воспитатель: Самым главным продуктом, почитаемым на Руси, был хлеб. Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Ребята, а кто из вас знает поговорки о хлебе?
Поговорки:
Дети рассказывают поговорки:
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб-всему голова!
Хлеб да вода — здоровая еда.
Без хлеба нет обеда.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего делают хлеб?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Правильно! В полях растет рожь, пшеница. Из них делают муку и пекут хлеб — основной продукт питания русских людей. Наши предки всегда с любовью относились к хлебу.
Воспитатель: Ребята давайте мы с вами отдохнем и поиграем:
Физкультминутка:
Зерно в землю упадет
Движения рук вправо-влево перед собой
И росточком прорастет.
Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью.
Солнце будет его жарить,
Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки.
Дождь сто раз его польет.
Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз.
А потом под снегом мерзнуть
Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу.
И под ветром устоять
Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо, отрывая ноги от пола.
Очень трудно хлеб дается
Погрозить указательным пальцем левой, правой руки.
Должен ты об этом знать.
Дотрагиваются рукой головы.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, где готовили в русской избе? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в русской печке. И еще одним из главных русских блюд была каша. На Руси кашу варили в глиняном горшке и ели деревянной ложкой.
Воспитатель ставит варить кашу на печь со словами:
Ну-ка, ну-ка, ну ли! Не ворчите вы, кастрюли! Не ворчите, не шипите, Кашу сладкую варите. Кашу сладкую варите, Наших деток накормите.
Воспитатель: Вот и наша каша готова. Хороша каша, да мала чаша. Без каши обед не обед. (Воспитатель ставит кашу на стол).
Дидактическая игра «Назови кашу»:
Воспитатель: Ребята, я назову вам крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:
Рис -рисовая каша;
Гречиха -гречневая каша;
Пшено -пшенная каша;
Манная крупа -манная каша;
Каша из овса-овсяная каша.
Дети читают стихотворения о видах каш.
Манная каша Наша каша хороша Для любого малыша. С маслицем, румяная, Наша каша манная!
Гречневая каша Это гречневая каша. Эту кашу любит Саша. Не бывает в поле тихо, Если там растёт гречиха. Пчёлки на неё летят, Взять нектар они хотят.
Овсяная каша Он не в дальних странах рос — Замечательный овёс! Рос овёс у нас в округе, А не где — нибудь на юге!
Воспитатель: Дети посмотрите какие вы красивые, одеты вы в русский народный костюм. Девочки одеты в кофточку, сарафан, а на голове кокошник. Мальчики рубашка-косоворотка и брюки-шаровары.
А теперь, споем русскую народную хороводную песню «Березка» (сл. А. Матлиной, муз. Р. Рустамова).
Воспитатель: Я познакомлю Вас еще с одним русским блюдом, но вы сначала отгадайте загадку.
Загадка
Я-символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек-мой брат родной. (Блин)
Входит бабушка Арина с блинами.
Бабушка Арина: Здравствуйте, детишки! Здравствуйте, ребятишки! Я слышала, как вы тут отгадали загадку про блины. Я Вам напекла блинов и угощаю Вас. Кушайте на здоровье, а я пошла угощать других детей.
Воспитатель: Блины русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Ни одно застолье не обходилось без блинов. Блинами угощают на масленицу, это лакомство праздника. Есть блины сладкие, со сладкой начинкой, и есть блины сытные с начинкой мяса рыбы и икры.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем пословицы о блинах
Пословицы: Как на Масленой неделе в потолок блины летели.
Без блина не масленица.
На горках кататься, в блинах поваляться.
Поговорка: Первый блин комом.
Воспитатель: Первый блин не всегда получается, надо не мало потрудиться.
Воспитатель: Давайте и мы с вами дружно испечем блины.
Проводиться игра «Печем блины»:
Дружно мы печем блины,
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью
Очень вкусные они.
Положи блинок в ладошку,
Указательным пальцем правой руки рисуем круг на левой ладони
Угости мурлыку-кошку,
Загибаем мизинец
Угости щенка Трезора,
Загибаем безымянный палец
Потом мальчика Егорку,
Загибаем средний палец
Дай блиночек мамочке,
Загибаем указательный палец
Дай блиночек папочке.
Загибаем большой палец
Воспитатель: Мы сегодня с Вами познакомились с русскими блюдами: каравай, каша, блины. Эти русские блюда готовили не только в старину, но они любимы и сейчас.
Мы узнали русские традиции, всех гостей встречать, караваем угощать.
Воспитатель:Я вас хочу угостить нашими вкусными блюдами с ароматны чаем из самовара.