Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: "Права ребёнка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: "Права ребёнка".
Безусловно, дети - самое дорогое, что у нас есть. И мы, взрослые, в ответе за их жизнь, здоровье, безопасность. Но формировать у детей правовое мировоззрение и знакомить их с основными гражданскими правами необходимо с дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: "Права ребёнка".»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Права ребёнка».
Цель: формировать у детей правовое мировоззрение и нравственные представления.
Задачи:
обучающие: обозначить основные гражданские права детей в доступной для их возраста форме;
развивающие: развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;
воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям; беседы по теме «Права ребёнка»; разучивание пословиц; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Поликлиника»; дидактические игры «Мы - помощники», «Давайте познакомимся», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы, использование аудиозаписи, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: глобус, книга «Конвенция о правах ребёнка», шкатулка, цветик-семицветик из картона на магнитной доске, свидетельство о рождении, шляпа, эмблемы на магнитах, разрезные картинки «Флаг и герб», семь букв Я, запись песни «Чему учат в школе»и песенки «Мы имеем право…» из мультфильма «Смешарики», кукла Буратино, дидактические игры: «Что нужно доктору для работы?», Круги Луллия; мяч для словесной игры «Один – много», иллюстрации: «пещера», «деревянный дом», «каменный дом», указка, значки «Я имею право».
Структура НОД:
Вводная часть:
мотивация – рассматривание глобуса, книги «Конвенция о правах ребенка», объяснить детям, что сегодня мы поговорим о правах детей.
Основная часть:
Рассматривание свидетельства о рождении. Игра «Шляпа знакомств». Беседа «Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?» - право на имя, фамилию, отчество.
2. Разрезные картинки с изображением герба и флага РФ - право на гражданство.
3. Ребус «7 Я», стихотворение, пословицы и поговорки о семье - право жить в семье
и право на любовь и заботу со стороны родителей.
4. Беседа о здоровье, игра «Что нужно доктору для работы?»,правила пользования
домашней аптечкой - право на жизнь, здоровье и медицинское обслуживание.
5. Под запись песни «Чему учат в школе» показать куклу Незнайку, беседа о
необходимости учиться, словесная игра «Один – много» (школьные
пещеры, деревянной избы, каменного дома, рассказ о том, что во все времена дом
очень много значил для человека, был его крепостью, защитой, очагом, местом
отдыха - право на жилище и личную неприкосновенность.
7. Танец «Смешные повторялки» - право на отдых.
Заключительная часть:
- Ребята, о чём очень важном для всех детей мы сегодня говорили? О каких ваших правах вы уже узнали?
Под запись песенки «Мы имеем право…» из мультфильма «Смешарики» прикрепить детям значки с надписью «Я имею право».
Ход НОД:
Всем говорю я: «Здравствуйте!
Добрый день, друзья! День такой прекрасный, Ведь в нём есть вы и я».
Обратить внимание на глобус. - Ребята, вы знаете, что это такое? (Ответы детей). - Правильно, глобус - это уменьшенная копия нашей замечательной планеты Земля, на которой мы живем. Как можно назвать одним словом всех жителей нашей планеты? (Ответы детей).
Давным-давно на нашей планете
Появились люди - взрослые и дети.
И задумались земляне не зря:
Что же можно делать, что нельзя?
- А как вы считаете, человек может делать всё, что ему захочется? (Ответы детей).
- Для того чтобы в мире всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, люди договорились на что они имеют права и на что не имеют.
- Как вы думаете, что такое права? (Ответы детей).
- Право – это возможность человека что-то делать, и эту возможность охраняет государство.
- По-вашему мнению, права имеют только взрослые? (Ответы детей).
- Да, все люди, и дети, и взрослые имеют права. Заботясь о детях, взрослые написали книгу, которая называется «Конвенция о правах ребенка».
Вот эта книга (показать):
Эта книга не простая. Развернешь – как хороша, Здесь написано что можно
И что делать вам нельзя.
- И сегодня поговорить о ваших правах нам поможет знакомый вам цветик – семицветик и вот эта шкатулка. Давайте посмотрим, что же находится в шкатулке.
(Свидетельство о рождении).
- Вы знаете, что это за документ? (Ответы детей).
- Да, это первый документ каждого человека, который выдается после рождения. В свидетельство о рождении записывается фамилия, имя и отчество, потому что каждый ребёнок с рождения имеет право на собственное имя.
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали).
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети:
С рожденья имя нам дано,
Есть у каждого оно!
– Предлагаю вам примерить вот эту шляпу, у которой есть название «Шляпа знакомств». Тот, кто надевает шляпу, должен назвать свою фамилию, имя, отчество. Делать это будем по очереди. (Дети называют Ф.И.О.)
– Молодцы, вы олично играли, и я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
- Вы знаете, говорят, что имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших своё имя, вы знаете? (Юрий Алексеевич Гагарин, Корней Иванович Чуковский, Пётр Ильич Чайковский, Александр Сергеевич Пушкин и т.д.) - Старайтесь и вы жить так, чтобы прославить своё имя. А на наш семицветик мы прикрепим вот такую эмблему, которая будет означать, что дети имеют право на имя, отчество, фамилию.
- Ребята, я знаю, что вы любите собирать разрезные картинки и предлагаю вам собрать вот эти.
Дети собирают разрезные картинки.
- Что у вас получилось? (Флаг, герб). - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). - Раз мы живём в России, значит мы…? (Россияне,граждане России). - Запомните, живя в России, все дети имеют право на гражданство.
Прикрепляем на семицветик эмблему.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я + Я + Я +Я + Я + Я = 7Я».
- Какая это буква? Давайте посчитаем, сколько букв «Я» на доске.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет.
К цифре «семь» добавлю «Я»,
Что получится?
Дети: - Семья!
- «Где в семье лад, там ребят хорошо растят» - говорится в русской пословице. У каждого ребёнка есть право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей.
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
- Без семьи нет счастья.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- В своём доме и стены помогают.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Соня, прочти нам, пожалуйста, стихотворение.
Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю, Имеют право на семью!
Прикрепляем на семицветик эмблему.
- Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Закаляться, соблюдать режим дня, хорошо питаться, высыпаться…).
- Иногда мы всё-таки болеем, и врачи помогают нам лечиться. Какие специальности врачей вы знаете? (Ветеринар, хирург, стоматолог, лор, педиатр, терапевт…).
Дидактическая игра «Что нужно доктору для работы?»
- Молодцы, ничего не перепутали, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку? (Ответы детей). - Конечно, детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред. И не забывайте, что все дети имеют право на жизнь, здоровье и медицинское обслуживание.
Прикрепляем на семицветик эмблему.
Под музыкальное сопровождение отрывка песни «Чему учат в школе» из шкатулки достать куклу Буратино.
- Кто это? (Буратино). - Вспомните, по какой причине Буратино всё время попадал в неприятные истории? (Не хотел учиться, считал себя самым умным, не слушал советов старших…). - Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться? (Чтобы быть умным, устроиться на хорошую, интересную работу, зарабатывать деньги…). - А чем вы в детском саду занимаетесь? (Учимся считать, рисовать, лепить, петь…). - Сейчас я проверю, чему вы уже научились. Приглашаю вас в круг. Я буду бросать кому-то мяч, и называть один предмет. Тот, кто поймает мяч, должен назвать много таких предметов и перебросить мне мяч обратно.
- Как одним словом можно назвать всё, что мы сейчас перечислили? (Школьные принадлежности).
- Школьные принадлежности вам пригодятся в школе, ведь у вас у всех есть право на образование и его надо обязательно использовать.
Прикрепляем на семицветик эмблему.
- Посмотрите, на левом диске кругов Луллия изображены животные, а на правом – жилища. Постарайтесь каждому животному отыскать именно его место обитания.
Дети работают с кругами Луллия.
- Вы замечательно справились, теперь мы знаем, что у всех животных есть своё жилище, своё убежище. И у человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (Показать изображение). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из дерева и камня. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, местом отдыха. И без приглашения, без разрешения в чужой дом заходить нельзя. Запомните, что у всех детей есть ещё одно право - право на жилище и личную неприкосновенность.
Прикрепляем на семицветик эмблему.
- Ребята, а как вы думаете, какое право означает эта эмблема?
(Право на отдых).
- Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).
- Япредлагаю использовать ваше право на отдых. Приглашаю вас потанцевать под заводную развлекательную песенку «Смешные повторялки». Смотрите на экран и повторяйте движения за детьми.
Дети играют.
- Ребята, о чём очень важном для всех детей мы сегодня говорили?
- О каких ваших правах вы сегодня узнали? Давайте, глядя на семицветик, повторим их.
- В нашей шкатулке что-то осталось. Это значки, на которых написано «Я имею право» и я хочу их вам подарить (под запись песенки «Мы имеем право…» из мультфильма «Смешарики»).