Цель: Ознакомление детей с качествами и свойствами льда.
Задачи: Обобщить знания детей о зиме и зимних забавах. Формировать представления детей о свойствах льда, о способах их выявления. Закреплять опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. Продолжать развивать речь детей, обогащать активный словарь детей словами: хрупкий, твёрдый, холодный, прозрачный.
Материал: снеговик, формочки для льда, кисточки, тарелочки, лёд, картинки с зимними забавами, краски, молоток деревянный, доска.
Ход:
Ребята, отгадайте загадку: «На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе».
- О каком времени года эта загадка? (о зиме) Ребята, а какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идёт снег, солнце светит, но не греет, дует холодный ветер, деревья и кусты без листьев, птиц мало, люди ходят в тёплой одежде). Как мы назовём явление природы, когда падает снег? (снегопад) А когда снега намело целую кучу, как мы это назовём? (сугроб)
-Посмотрите , у нас на столе свой сугроб появился. Мне кажется, там кто то спрятался. Ой, да это снеговик, да ещё на лыжах. Ребята, снеговик очень любит зиму. А вам нравится зима? Давайте расскажем ему, за что вы её любите. А помогут нам в этом картинки. Возьмите себе картинку, внимательно её рассмотрите и расскажите полным предложением, что на ней изображено. Давайте, я первая начну рассказывать (опрос всех детей).
-Теперь снеговику стало понятно, за что вы любите зиму, но он никак не может понять, из чего сделан лёд? Как же нам ему объяснить?
- А давайте отправимся все вместе в лабораторию. Посмотрите, на столах лежит в тарелочках … что? Возьмите его в руки. Расскажите снеговику, что вы чувствуете? (холод). Значит, лёд какой? (холодный)
-Проведите по нему рукой. Какой лёд? (гладкий)
-Попробуйте постучать им по столу. Какой лёд? (твёрдый)
-Что вы заметили, когда постучали? Как вы думаете, сможем ли мы его сломать руками? Возьмите кусочек и попробуйте. Получилось? А я сейчас возьму в руку деревянный молоточек и постучу по льду. Лёд сломался? Если лёд можно сломать, значит, он какой? (хрупкий)
- Ребята, а что у нас с руками? (мокрые). Значит, лёд это что? (замороженная вода).
- Какого он цвета? (прозрачный).
- А может, вы сами хотите сделать лёд? Конечно, его мы будем замораживать на улице, а в нашей лаборатории мы приготовим только цветную воду. Для этого я возьму формочку с водой. Наберу на кисточку краски и помещу её в воду, всё перемешаю и закрою крышкой. А на улице, пропустим верёвочку через каждую баночку, когда вода замёрзнет, у нас получится красивая гирлянда из цветного льда. А теперь, попробуйте также сделать сами.
- Дети, такой же опыт, превращения воды в лёд, вы можете сами сделать дома. А куда вы поставите формочки с водой? ( на балкон или в морозилку холодильника)
Рефлексия: Что мы узнали нового? Всё ли у нас получилось? О чём мы говорили? Что вам сегодня понравилось?