- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись музыкального произведения «Декабрь. Святки» П.И. Чайковского из альбома «Времена года» свидео-зарисовкой; портреты: композитора П.И. Чайковского, поэта и писателя Н. А. Некрасова; фотографии зимней природы; фотографии лесных животных зимой; фотографии кормушек для птиц.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке: за падающим снегом; за снежинками, сверкающими на солнце; за сугробами; за деревьями и кустарниками в зимнем убранстве; за птицами, прилетающими к кормушке на участок; за одеждой взрослых и детей. Рассматривание : тематического альбома «Зимние пейзажи».
Чтение произведений: И. Мельничука «Первый снег», И. Черницкой «Пришла зима», Е. Чарушина «Кто чем занят зимой?», И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная», В. Лактионовой «Ах, ты зимушка-зима!».
Настольно-печатные игры: «Времена года», «Живая и неживая природа». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Угадай по описанию».
Ход занятия:
Вводная часть
Дети играют. Начинает звучать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из альбома «Времена года». На экране появляется видео-зарисовка под звучащее произведение. Дети начинают слушать музыку, садятся на стульчики, смотрят видео-зарисовку.
В: Ребята, вы послушали музыку. Она вам понравилась?
Ответы детей.
В: А сейчас послушайте стихотворение «Снежок».
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух. И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух.
В: Какое время года описывает автор?
Ответы детей. На экране появляется портреты Чайковского П.И. и Некрасова Н.А.
В: Правильно, зиму. Композитор Петр Чайковский через музыку, а русский поэт и писатель Николай Некрасов через свои стихи передали красоту зимней природы.
Основная часть
На экране появляются фотографии зимней природы.
В: Ребята, обратите внимание на фотографии.
Дети рассматривают фотографии
В: Какое время года на них мы видим?
Ответы детей.
В: По каким признакам на фото, мы узнаем, что это зима?
Ответы детей.
В: Согласна, все назвали правильно. Предлагаю отгадать загадки на зимнюю тему.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла… (зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый… (снег)
Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде …(сугробы)
Подышал он на окно-
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем покрыл …(мороз)
Детки сели на картиз
И растут все время вниз. (сосульки)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а… (лёд)
Во дворе катали ком,
И ведро теперь на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился … (снеговик)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)
В: Молодцы! Отгадали все загадки! Предлагаю поиграть вигру «Какой? Какая?» Я называю слово, а вы называете его признаки.
В: Молодцы! А сейчас встаем со стульчиков и все становимся снежинками. Вспоминаем физкультминутку «Снежинки».
Дети встают со стульчиков.
На полянку, на лужок Руки вверху и плавно опускают вниз, крутя «фонарики»
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, Приседают, ладошки кладут под щеку
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, Поднимают руки вверх, раскачивают их в стороны
Закружился наш снежок, Встают,кружатся, крутя «фонарики»
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Дети садятся на стульчики.
В: Ребята кто любит зиму?
Ответы детей.
В: Чем вам нравится зима?
Ответы детей.
В: Ребята, у нас получилась зима - чудесное время года! Что происходит с птицами и животными во время зимы?
Ответы детей.
В: Правильно, многие животные меняют шубки.
На экране появляются фотографии лесных животных в зимних шубках: зайца, белки, лисы, волка.
В: Верно, еж и медведь спят всю зиму.
На экране появляются фотографии медведя в берлоге, ежа - в норе.
В: Птицам, которые остались зимовать, холодно и голодно. А как мы можем помочь птицам?
Ответы детей.
В: Совершенно верно. Чтобы птицы зимой не погибли от голода, необходимо развешивать самодельные кормушки на деревьях во дворе, в роще и насыпать в него корм.
На экране появляются фотографии простых самодельных кормушек из подручного материала.
В: На территории нашего детского сада много птичьих столовых. Мы всегда подкармливаем пернатых друзей, прилетающих на наши участки. Правда?
Ответы детей.
В: Ребята, вспоминаемпальчиковую игру «Мы во двор пошли гулять»
1, 2, 3, 4, 5 Загибают пальчики
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу средним и указательным пальцами
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек»
С горки мы потом катались, Ведут ладошками по одной и по другой руке
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол одной и другой стороной
Все в снегу домой пришли, Идут по столу средним и указательным пальцами
Съели суп, и спать легли. Движения ложкой и руки под щёчку
В: Отлично! Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».
Я зачитываю предложение, а вы в конце добавляете слово.
Воспитатель начинает предложение, дети в конце добавляют слово.
Горят щёчки, красный нос, заморозил нас ... (мороз).