- формировать желание бережно относиться к богатствам природы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать экологическую грамотность у детей.
Материал и оборудование: кукла Незнайка, плакат «Строение тела рыбы», информация из интернета, музыкальный клип детской песенки «Любитель-рыболов» на музыку М. Старокадомского, слова А. Барто, мультимедийная установка, магниты.
Предварительная работа:
Рассматривание : дидактических карточек «Речные рыбы»,наглядного пособия «Рыбы в картинках»,тематического альбома «Аквариумные рыбки».
Чтение произведений: Л. Рашковского «Рыбы», С. Михалкова «Про сома»,А. Фета «Рыбка», И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Рыбалка» (удочки с магнитами), «Обитатели морей и океанов».
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Удочка», «Море волнуется».
Ход занятия:
Вводная часть
Дети играют. Звенит колокольчик. Воспитатель заносит в группу куклу Незнайку.
В: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Давайте с ним дружно поздороваемся.
Дети здороваются.
В: Незнайка - очень любознательный мальчик. Он просит нас помочь ему. Ребята, поможем Незнайке?
Ответы детей.
В: Незнайка, садись на стульчик рядом с ребятами и внимательно слушай.
Дети садятся на стулья. Воспитатель сажает Незнайку на стульчик.
В: Ребята, предлагаю отгадать загадку, про кого хочет узнать Незнайка.
Загадка:
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Ответы детей.
В: Правильно, рыбы. Где живут рыбы?
Ответы детей.
В: Верно, они живут в воде: в реках, прудах, озерах, в морях, океанах, аквариуме. Разновидностей рыб на нашей планете очень много, но все они не могут жить без воды.
На экране появляется фото рыб.
Основная часть
В: Всех рыб отличают от других животных общие признаки. Предлагаю посмотреть на графическую модель «Рыбы», которая состоит из пяти картинок, стоящих друг за другом.
На экране появляетсяграфическая модель «Рыбы».
В: На первой картинке мы видим волнистые линии - это схематически показана вода, где живут рыбы; на второй картинке показана вытянутая форма тела рыбы, где голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост; на третьей картинке мы видим, что все тело рыб покрыто чешуей; на четвертой - нарисованы жабры, которыми дышит рыба в воде; на пятой - у рыбы нарисованы плавники, при помощи которых она плавает и хвост, который как руль помогает рыбе плыть вправо и влево. Ребята, все поняли, что обозначает каждая картинка модели?
Ответы детей.
В: Перед вами на доске висит плакат «Строение тела рыбы». Кто из ребят хочет показать и назвать части тела рыбы?
Выходят желающие дети, показывают и называют части тела рыбы .
В: Отлично! Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. Ребята, кто из вас брал когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?
Ответы детей.
В: Согласна, холодная, скользкая, покрыта чешуей. Ребята, как вы думаете, как чешуя помогает рыбе?
Ответы детей. На экране появляется фото рыбы с крупной чешуей.
В: Да, чешуя, как панцирь, защищает рыб от повреждений, а гладкие чешуйки помогают быстро двигаться в воде. А сейчас я предлагаю встать и вспомнить физкультминутку «Рыбка плавает в водице».
Дети встают со стульев и выполняютфизкультминутку.
Рыбка плавает в водице. (двигают кистями вправо и влево)
Рыбке весело играть. (двигают кистями вверх и вниз)
Очень быстро уплыла. (двигают кистями вправо и влево)
В: Незнайка, какие наши ребята молодцы! Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стулья.
В: Ребята! Как и все живые существа, рыбы дышат кислородом, который растворен в воде. В этом им помогают специальные органы - жабры. Рыбы, как и все животные, общаются друг с другом. Они издают и воспринимают звуки, которые человек может услышать только с помощью специальных приборов. Уши рыб находятся внутри головы и слышат они только в воде. Ребята, как вы думаете, чем питаются рыбы?
Ответы детей. На экране появляется фото хищных рыб с зубами и мирных рыб с открытым ртом.
В: Правильно, но не только. Так как видов рыб огромное количество, то их можно условно разделить на две группы: хищные и мирные. Хищныминазывают тех, которые поедают других рыб. У хищных рыб рот очень большой и вооружен зубами. Мирныерыбы поедают червей, ракообразных, моллюсков, насекомых и их личинок, частично питаются водными растениями. У мирных рыб обычно нет зубов и рот небольших размеров.
На экране появляется схема «Как развиваются рыбы».
В: Ребята, мы видим схему «Как развиваются рыбы». Рыба мечет икру, из икринок появляются мальки, а из мальков вырастает большая рыба. А как вы думаете, качество воды, ее чистота в реках, озерах, морях влияет на жизнь рыб?
Ответы детей. На экране появляются два фото: рыбы в чистом водоеме и грязном.
В: Совершенно верно. Люди должны беречь природу, следить за тем, чтобы вода в реках, озерах, морях оставалась чистой, не была загрязнена мусором, различными химическими отходами, чтобы мальки и взрослые рыбы не погибали.
Заключительная часть
В: Незнайка очень доволен встречей с вами. Он много узнал о рыбах. Ребята, а что вам запомнилось и понравилось?
Ответы детей. На экране показывают музыкальный клип детской песенки«Любитель-рыболов» на музыку М. Старокадомского, слова А. Барто (1,16 мин.)
Дети смотрят музыкальный клип и поют песенку«Любитель-рыболов». Воспитатель уносит Незнайку.