Просмотр содержимого документа
«Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе №6 «Пернатые друзья»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа» ЭМР Саратовской области
413110, Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский,
ул. Аткарская тел. (8453) 75-27-44
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе №6 «Пернатые друзья»
Составила :Килодченко Ю.В.,
воспитатель,
первая квалификационная категория
2020г
Цель: способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах
Задачи:
Образовательные задачи:
Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Развивающие задачи:
Развивать речь детей.
Развивать умение детей отгадывать загадки.
Развивать внимание, творческую активность.
Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к птицам, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц.
Рисование и вырезывание птиц.
Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.
Материал и оборудование.
Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца);
Нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка);
Компьютерная презентация (Слайды с изображением птиц).
Нарисованное дерево на ватмане, силуэты зимующих и перелетных птиц, клей, салфетка.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас будет викторина. И для того что бы нам ее начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды)
- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.
Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая больше всего фишек.
-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
-Ребята, все понятно? Тогда мы начинаем нашу викторину.
Задание 1:
- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает …. (Ответы детей). (Поднять карточку)
- Правильно, молодцы. Это сова. (Получают фишку)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите какой внешний вид у совы? Какой окрас? А скажите сова зимующая или перелетная птица?
- Молодцы. Давайте подведем итог.
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.
Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.
Задание 2:
- Ребята, следующее задание
- Загадка: Спинкою зеленовата,
животиком желтовата
Черненькая шапочка,
и полоска шарфика.
-Ответы детей. (Получают фишку)
- Молодцы правильно, это синица
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы?
- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика)?
- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков) к низу расширяется, а у самок девочек, наоборот, –сужается.
- А чем синица питается? (Синица питается различными семенами.)
- Ребята, а скажите синица зимующая птица?
Задание 3:
- Следующее задание:
Загадка: Собирает он проворно,
горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом,
наш любимый…. (Ответ детей, карточка)
- Правильно. Это Голубь.
- Ребята, рассмотрите внимательно на картинку.
- Расскажите какой окрас у голубя? Ребята, а голубь больше или меньше воробья? Ребята, расскажите чем питаются голуби?
- А могут ли голуби передавать письма? А как называют таких голубей?
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы?
Задание 4:
Следующая загадка:
Загадка: Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей и карточка)
- Это снегирь.
- Рассмотрите внимательно картинку. Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Ребята, посмотрите на картинку
- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? (Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка.)
- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (Питаются семенами, ягодами)
Музыкальная пауза.
- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем в игру
«Зимующие и перелетные птицы»
Правила: Называются птицы, двигаясь по кругу дети, услышав зимующую птицу, присаживаются на корточки, а если перелетную – машут крыльями.
В: Молодцы, те, кто ни разу не ошибся.
- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.
Задание 5.
- Следующее задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит.
- Это дятел.
- Рассмотрите внимательно картинку.Чем отличаются дятлы друг о друга? (У одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей)
-Чем питается дятел? (Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели)
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная?
Задание 6.
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте строят эти птички.
Кто под крышей выбирает спальню для детишек,
Кто под берегом копает норки для малышек.
Ласточки – друзья, как люблю вас я!
- Ребята, про кого это стихотворение? Да, правильно про ласточку.
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки?
- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.Чем питаются ласточки? (Ласточки ловят мошек и насекомых.) А где строят свои гнезда? (Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки)
- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица?
- Следующее задание.
Задание 7.
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,
Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? Да, правильно про скворца.
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.Ребята, скажите где живут скворцы? (в скворечнике) А кто для них строит домики?
- Ребята, скажите чем питаются скворцы? Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?
- Продолжим дальше нашу викторину.
Задание 8.
- В этом задании вам нужно ответить на вопросы. За правильные ответы буду давать фишку.
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Перелетные)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
- Назовите их. (Ворона, синица, воробей, голубь)
- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать.
- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.
- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать.
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц и делать кормушки)
Задание 9.
- Игра «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и показать ее.
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.
- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)
-А сейчас я предлагаю наклеить зимующих и перелетных птиц на дерево рябину. Мы на прошлом занятии их разукрасили и вырезали, а теперь их надо наклеить на дерево. (Аппликация «Пернатые друзья»)и полюбоваться ими.