Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД на тему: "Формирование эмоции стыда"»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1551»
Конспект НОД
по нравственному воспитаниюна
тему: «Формирование эмоции стыда»
Воспитатель: Хмелева Т.Ю.
Москва, 2016
Цель. Способствовать психическому и личностному росту ребенка, развитию его нравственных, коммуникативных и социальных навыков общения.
Задачи. 1. Формирование чувства принадлежности к группе, чувства защищенности.
2. Создание положительного эмоционального настроения.
3. Развитие навыков социального поведения.
4. Формирование позитивного отношения к своему «я».
5. Развитие способности ребенка к эмпатии.
6. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Предварительная работа
1. Этюд «Встреча с другом»
2. Этюд «На лесной полянке»
3. Психогимнастика «Ручеек радости»
4. Игра «Тух-тиби-дух»
5. Игра «Ласковые лапки» Материалы к занятиям:
- магнитофон и аудиозапись музыки Э. Грига «Утро в лесу»;
- пиктограмма « вины, стыда»;
- картинка-схема лица без рта;
- текст рассказа В. Осеевой «Просто старушка»;
- текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»;
- картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Ход занятия
1. Релаксация (звучит музыка Эдварда Грига «Утро в лесу»)
Упражнение «Добрые животные»
Цель игры: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Описание упражнения: педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
2. Психогимнастика.
Детям предлагается закончить ситуацию, близкую к их жизни.
«Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера … . Что сделала Вера? Почему?
Проигрывание этюда по рассказу В. Осеевой «Просто старушка» (развитие нравственных качеств личности).
(По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.)
Прослушав рассказ, дети разыгрывают ситуации, как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе. Затем этюд проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
- Как вы думаете, почему девочка вместе с мальчиком стала помогать бабушке?
- Девочке стало стыдно.
- А вам бывает стыдно? Когда?
3. Знакомство с пиктограммой «стыда, вины».
Цель: учить соотносить эмоциональное состояние с пиктограммой.
Педагог предлагает в наборе найти пиктограмму стыда. Затем педагог предлагает посмотреть на картинку-схему лица безо рта. Предлагает дорисовать рот, что бы человеку было стыдно.
Посмотрите, ребята, на картину. Она называется «Опять двойка».
- Как вы думаете, почему мальчик стоит, опустив голову и плечи?
- Правильно. Ему стыдно.
- Давайте изобразим мальчика, которому стыдно.
Физкультминутка «Одинокий путник»
Дети по одному ходят по группе, встречают друг друга, улыбаются, кружатся, прощаются.
4. Сюжетно-ролевая игра на тему «Семья»
Предварительные вопросы:
- Кто являются членами семьи?
- Как члены семьи относятся друг к другу? Послушайте историю. ( Л.Н. Толстой «Косточка»)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали
на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Как вы думаете, почему Ваня заплакал? Какое он испытывал чувство?
Да, это чувство стыда. Как вы думаете, что происходило с его лицом?
( Ответы детей: глаза прикрыты, на лице румянец). С его телом? (Ответы детей: голова опущена, плечи сжаты).
Давайте разыграем этот рассказ. Кто хочет быть Ваней? Мамой? Отцом? Все остальные будут его братьями и сестрами. Итак, начали.
Игра «Комплименты»
Дети передают друг другу сердечко и говорят друг другу что-то приятное и доброе.
Воспитатель. – А как вы чувствовали себя, когда вам дарили комплименты?
Дети. – Было приятно. Поднялось настроение.
Игра «Подарки»
Все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».