- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) , фартуки (по количеству
детей);
- миски с водой 2 шт.; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь;
кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться
исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: Для того чтобы найти и увидеть воздух, его нужно поймать. Сейчас мы отправимся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки) где, я научу вас
ловить воздух.
Опыт 1.«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте
теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его.
Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы
развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что
вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета,
т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте
проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан.
Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он
выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем
через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть
воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по
волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие
предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть
воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём
трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с
усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите как
у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные
детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам
нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки
деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы
обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности
на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.