3.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2.Воспитывать интерес к математическим занятиям.
3. Воспитывать интерес к общению со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материал: изображение Феи чисел, картинки для составления задач на сложение и вычитание, наборы цифр и знаков, модель циферблата часов с подвижными стрелками, карточки для индивидуальной работы, карточки с цифрами 1-9, цветные карандаши, мяч.
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, сегодня мы приглашены в замок Феи чисел. Там много интересного и загадочного. Давайте посмотрим, что она нам приготовила.
Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2.Какой сейчас день недели?
3. Если стол выше стула, то стул…? (ниже)
4. Какой сейчас месяц?
5. Сколько дней в неделе?
6.Назови части суток по порядку.
7.Назови второй день недели.
8. В какое время суток мы идем в детский сад?
9.Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? (короче)
10.Сегодня четверг, а завтра?
11. Назови дни недели, начиная со среды.
12.Если дорога шире тропинки, то тропинка…? (уже)
13.Если сестра старше брата, то брат…? (младше)
14.Если веревка толще нитки, то нитка… (тоньше)
Картинки – схемы для решения задач.
-Что это за картинки? Зачем они нужны?(чтобы составлять задачи)
Задачки то заколдованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним: из каких трех частей состоит задача? (условие, вопрос и ответ).
- Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
-Если в вопросе есть слово «стало», то какой знак нужно поставить? (плюс)
Составление и решение задач с использованием наборов для счета.
- А сейчас попробуем отгадать загадки, которая приготовила нам Фея чисел.
Мы день не спим, Две сестрицы друг за другом
Мы ночь не спим, Пробегают круг за кругом.
И день, и ночь Коротышка - только раз,
Стучим, стучим. Та, что выше, - каждый час.
(Часы) (Стрелки часов)
- Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают? (настенные, настольные, песочные, солнечные, водяные, часы – цветы)
- Ребята, а для чего нужны часы? (Чтобы знать точное время, чтобы не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.)
Пальчиковая гимнастика «Часы»
Долго мы часы заводим. (Взять большой палец левой руки
Ловко стрелки переводим. Руки правой рукой и вращать
Вот пойдут часы у нас его в одну и другую сторону.
Будем знать, который час. Затем то же самое выполнить с большим
пальцем правой руки.)
Долго маятник качался (Опустить руку, сжать пальцы в кулачок,
И совсем не утомлялся. Вытянуть указательный палец и
Это вовсе не игрушка, покачать им.
А часы, часы с кукушкой! Затем то же самое повторить левой рукой.)
-Правильно, посмотрите на мои часы. Круг, на котором расположены цифры, деления, стрелки на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.
Дети повторяют: - «Циферблат».
- Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны? (короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты).
- Правильно, А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая 1, это значит, что часы показывают 1 час.
Воспитатель вызывает детей определить который час по модели часов от 1 часа до 9 часов.
П/и «Часы»
В круг становятся 12 играющих, которые должны изображать циферблат часов. За каждым играющим закрепляется число от 1 до 12. Ведущий (воспитатель) располагается в центре. Он называет время, а играющие хлопками обозначают сначала маленькую стрелку(слабый хлопок и слово «бим»), а затем большую минутную ( сильный хлопок и слово «бом»). Ведущий руки используют как стрелки.
- А теперь Фея часов приглашает нас сесть за столы и открыть свои рабочие тетради. Рассмотрите циферблаты часов на рисунке в первом задании. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке.
(Задание выполняется с комментированием).
-На первом рисунке показано время 3 ч., поэтому ниточка проведена к цифре 3.
- На втором рисунке показано время 5 ч., поэтому ниточку надо провести к цифре 5. И т.д.
- Фея чисел ужасно не любит беспорядка. Рассмотрите «цепочки чисел». Что не так? (пропущены цифры)
- Да, в цепочках потерялись цифры – надо их восстановить. Давайте Фее поможем навести порядок в замке.
(задание выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой).
- Ну, что поработали немного, теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик!
Раз – два, раз – два заниматься нам пора!
Раз присели, два привстали,
Руки кверху мы подняли!
Д/у «Состав числа 9».
- Отдохнули? Фея чисел решила показать нам свои сокровища. Рассмотрите внимательно первую картинку: на ней драгоценные камни двух цветов. На какие части можно их разбить? (1 синий и 8 красных.)
-Что надо дописать в пустую клетку? (число 8.)Прочитайте запись (1+8)
- Какого цвета должны быть драгоценные камни на остальных картинках?
(красные и синие.) Сколько? (2 и 7, 3 и 6, 4 и 5)
- Допишите выражения. Чему равны их значения? (9)
- Молодцы ребята! Вы правильно справились с заданием. А теперь Фея чисел предлагает вам проверить – умеете ли вы быть внимательными. Сейчас вы будете соревноваться: кто быстрее расставит нужные значки внутри геометрических фигур. Торопитесь, да не ошибитесь! (задание выполняется самостоятельно)
-Молодцы! Что вам понравилось в замке у Феи чисел? (дети отвечают)
-Фея прощается с вами до следующей встречи и просит «написать ей письмо»: дорисовать узоры в клетках.
Литература.
1.Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз –ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. И перераб. – М.:Издательство «Ювента», 2008. -256 с.: ил.
2.Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…Математика для детей 6 -7 лет. Часть 2. Изд. 3-е, перераб./Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. –М.:Издательство «Ювента», 2014. – 64с.ил.