Материал: Презентация на тему «Откуда хлеб пришел», изображения хлебобулочных изделий.
Ход НОД:
Ребята сегодня мы поговорим о важном продукте, вы узнаете о нём из загадки:
Отгадать легко и быстро.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Есть такие слова: «Он всему голова»
Верно, это хлеб. Сегодня мы о нем будем разговаривать.
(Дети рассматривают различные хлебобулочные изделия, представленные в группе, называют их.) - Опишите ребята, какой он, хлеб? (мягкий, душистый, круглый, пшеничный)
Мы давно привыкли к тому, что дома у нас всегда есть вкусный, румяный, душистый хлеб. И часто не задумываемся, откуда он берется на нашем столе.
Появился хлеб много лет назад. Первобытные люди начали собирать хлебные злаки, но они отличались от сегодняшних злаков. Потом они заметили, что, если уронить зерно в землю, оно прорастает и возвращается с большим количеством зерен. Первобытные люди долго употребляли в пищу сырые зерна, но затем начали растирать зерна между камнями. Так появились первые жернова. Расплющенные зерна люди варили, и так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Затем эти зерна научились растирать камнями и получать муку, из муки месили тесто. Но без дрожжей хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Сегодня пекут хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одно застолье-
С давних пор повелось на Руси встречать дорогих гостей, молодожёнов хлебом-солью.
Даже пословицы сложили:
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Худой обед, коли хлеба нет.
Будет хлеб — будет обед.
Хлеб — всей жизни голова, славится он первым на земле, славится он первым на столе.
В магазине можно купить и черный и белый хлеб. У нас на столе тоже очень много изделий из хлеба — хлебобулочные изделия. Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и попасть к нам на стол. Я вам предлагаю посмотреть фильм «Откуда хлеб пришел» Вы знаете, как он появился?
Не всегда хлеб был на столе у людей.
Ранней весной в поле выезжают трактора (один – трактор). Ими управляют… (трактористы)
Трактора пашут землю. Затем землю нужно взбороновать.
- Дальше надо бросить зерна в землю. Раньше зерна сеяли вручную. Сейчас зерна сеют машины. Их называют– сеялка( а много… сеялки)
- Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в … (росток, а много – ростки)
- Хлеб созрел, пора косить.
- Срезают колосья специальные машины, которые называются комбайн а много …. (комбайны) Люди, работающие на комбайнах, называются… (комбайнеры)
- Зерно везут на элеватор. Для чего? (там зерно хранится)
- Затем зерно везут на мельницу там зерно превращается в муку. Работают на мельнице люди, которые называются… (мельниками, а один – мельник)
- Далее муку отвозят на хлебозавод в пекарню. В пекарне работают люди, которые называются … (пекари)
- Мука из пшеницы какая? (пшеничная)
- Из ржи? (ржаная)
- Из муки делают что? (тесто)
- Из теста пекут батоны, буханки, булочки, баранки и многое другое.
А потом все это везут в магазин.
Давайте немного разомнемся и побудем колосками
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках) Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются) Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают) Закачался колосок. Мы в поле придем, (Ходьба на месте) Колоски соберем, (Наклон) Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой) Каравай испечем, (Сжимают кисти рук) Гостей приглашаем, Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Игра «Откуда хлеб пришел?»
- Откуда хлеб попал на стол? (из магазина)
- А в магазины как попал? (из пекарни)
- А что делают в пекарне? (выпекают хлеб)
- Из чего пекут хлеб? (из муки)
-А мука откуда? (из зерна мелют)
- А зерно откуда? (из колоса)
- А колос откуда? (в поле вырос)
- А кто его посеял? (люди, хлеборобы)
- А что еще они делают? (хлеб убирают)
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом ,
На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила.
В нём - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём земли родимой силы,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Рассматривание колосков пшеницы и зерен, используя исследовательские действия: определение цвета, формы, величины, твердости – мягкости и др.
Ребята, давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю.(дети присаживаются) Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки проросли и стали колосками. (дети встают и поднимают руки вверх) Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала руки, потом голову, плечи, туловище) Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колосья. Улыбнитесь друг другу!
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка».
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?