Средства: термос с горячей водой, термос со льдом, небольшое зеркало, пипетка, небольшой лоток.
Ход занятия:
I.Вводная часть:
На доске, вырезанная из бумаги, капелька воды.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком веществе, без которого просто не мыслима наша жизнь. А о чем именно идет речь, предлагаю вам отгадать:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Вода)
II. Основная часть
Воспитатель:
-Правильно, это вода! Посмотрите на доску. Кто пришел к нам в гости?
Воспитатель:
- Как тебя зовут? (Капелька)
Воспитатель:
- Что ты здесь делаешь, Капелька? Капелька:
- Я пришла в гости к вам. Хочу рассказать ребятам о своих невероятных перевоплощениях, я бываю такая разная…
Воспитатель:
-И правда, ребята, вода – удивительное вещество в природе. Невозможно представить жизнь без воды. Сегодня мы попробуем превратить воду в пар, а пар в воду. Постараемся понять, как это происходит в природе. (Выставляется демонстрационная картина, с изображением круговорота воды в природе).
Воспитатель:
- Что такое круговорот воды в природе? Это значит, что вода в природе движется по замкнутому кругу. Чтобы узнать, какой это круг, представьте, что начался дождь. Возьмем пипетки, наберем воду. Затем капнем на зеркало, когда капель будет много они соберутся в струйку, которая сбежит с зеркала вниз.
- Капелька это твои сестрички?
Капелька:
- Да, вода состоит из множества таких же капелек как я.
"Тысячи капель за ручки взялись,
за ручки взялись, на носки поднялись.
И побежали...
Сможешь догнать их?...Едва ли."
Воспитатель:
Вода в природе встречается в жидком состоянии. Она наполняет ручьи и реки, озера и пруды, моря и океаны.
Капелька:
- Предлагаю вам, ребята поиграть в очень забавную игру, но сначала отгадайте загадку
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Воспитатель:
- Правильно, это ручеек и в игру мы будем играть, которая называется «Клеевой ручеёк»
- Вставайте друг за другом и держитесь за плечи впереди стоящего. В таком положении вы будете преодолевать различные препятствия, заданные мной. Главное условие – на протяжении всей игры вы не должны отцепляться друг от друга.
- Всем всё понятно? Тогда строимся и вот вам мои задания.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Обогнуть “широкое озеро”.
3. Пробраться через “дремучий лес”.
4. Присесть
5. Спрятаться от диких животных.
Капелька:
- Вот так и мы с сестричками-капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает. И мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Капельки становятся легче, они летят все выше и выше.
Воспитатель:
- Посмотрите, как это изображено на картине. Солнышко сильно припекает, и вода быстро испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, невидимый пар поднимается вверх. Проведем несложный опыт. Возьмем термос с кипятком. Откроем крышку, посмотрите это пар с ним надо обращаться очень осторожно, им можно обжечься так же как кипятком. Поместим над паром зеркальце. Через некоторое время на поверхности зеркала появятся капельки воды.
- Что с ним произошло?
Дети:
- Оно запотело.
Воспитатель:
- Так происходит и в природе. У поверхности земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды в облаках собирается очень много, они становятся тяжелыми, крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды выпадают дождем на землю. Посмотрите на наше зеркало, пар остыл и снова превратился в воду.
- Куда попадают капли дождя?
Дети:
- На землю.
Воспитатель:
- Да, часть их возвращается в реку, некоторая часть попадает в подземные реки и ручьи, а другая часть проникает в почву и впитывается корнями растений,.
- После дождя все хорошо растет – трава, кусты и деревья.
- Ребята, вы теперь знаете, что вода, испарившаяся с поверхности водоемов, почвы, растений, возвращается снова на землю: наполняет реки, озера, моря, питает растения. Она совершает постоянный круговорот. Его можно увидеть на картине.
Капелька:
- Ребята, отгадайте загадку:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Воспитатель:
- Теперь вы знаете, что пар - это газообразное состояние воды. Ветер переносит облака на большие расстояния. Вот почему вода, испарившаяся в одном месте, может выпасть дождем очень далеко, совсем в другом месте.
- Кто скажет мне, что происходит с водой зимой? Круговорот воды замедляется, но продолжается, только на землю падают не капельки, а снежинки. Снежинки образуются, так же как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда. Они падают на землю в виде снега.
Капелька:
Две веселые сестрички
дружно за руки взялись,
закружились, словно птички,
полетели смело вниз.
На сугроб они упали,
покрывалом снежным стали. (Снежинки)
Воспитатель:
- У нас есть еще один волшебный термос, он сохраняет не тепло, а холод. В нем у нас кусочки льда. Проведем несложный опыт. Возьмите кусочек льда в руку (руку держите над лоточком). Что происходит со льдом?
Дети:
- Он тает.
Капелька:
- Да, так происходит весной снег тает, мы превращаемся в воду. И так повторяется бесконечно.
Воспитатель:
- Снег, лед, снежинки, иней - это застывшая вода, вода в твердом состоянии.
Капелька:
- Молодцы, ребята. Вы очень меня порадовали. Грустно с вами расставаться, но меня ждут мои сестрички-капельки. До свидания.
Воспитатель:
- Ребята, что случится, если вода пропадет? (ответы детей).
- А как мы можем сберечь воду?
Дети:
- Не тратить ее зря.
Воспитатель:
- Правильно. Помните, что запасы воды на Земле ограничены. Не засоряйте водоемы, не бросайте в них мусор.
III. Заключительная часть:
Воспитатель:
- Молодцы, как хорошо Вы потрудились.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что такое круговорот воды в природе?
- Как выглядит вода в газообразном состоянии? А в твердом?