| Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро. Чтение рассказа: Очень вредная крапива Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала. Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать. - Вот тебе!.. Вот тебе!.. - За что? – спрашивает бабушка. - А за то, что вредная! Смеётся бабушка. - Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. - И крапиве? - И крапиве. - Я не буду кланяться да спасибо говорить! - И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже! - Почему я обрадуюсь? - Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких? - А каких? - Пальчики оближешь! По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла. Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу. | слушают слушают отвечают на вопросы пересказывают дети слушают | сформировано у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Развито значение слов; упражнялись в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов. Развито внимание |
| Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима. «Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?» Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ. Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети. Рефлексия: «В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие». | Дети отвечают на вопросы Ведут беседу. | сформировано умение выслушивать ответы детей, дополнять их Воспитали познавательный интерес |