Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию связной речи. составление рассказа по картине "Настоящий друг"»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Словарная работа:; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картинЧтение пословиц о дружбе.
Ход НОД
1.Проводится игра «Найди друга»
(На полу разноцветные половинки круга, каждый берёт себе одну половинку и ищет вторую половинку)
Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием
-Каждый нашёл себе кого? (друга)
- У каждого есть кто? (друг)
-Все вместе мы кто? (друзья)
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Возьмите своего друга за руку и усаживайтесь на стульчики.
2. Послушайте стихотворение
- Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей,
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
-О ком стихотворение? Что говорится о друге?
-Почему с другом жить веселей?
- Друг нужен только для того чтобы было веселей?
Посмотрите какую историю запечатлело одно фото. (сюжетная картина «Настоящий друг»)
3. Вопросы по картине:
1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?
Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.
2. Где находятся ребята?
Дети. - Ребята находятся во дворе.
3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?
Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.
4.Что случилось с девочкой?
Давайте дадим им имена.
Как Оля могла поранить ногу?
Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.
5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?
Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.
6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?
Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.
7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?
Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.
8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?
Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).
9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?
Дети. - на багажник, на раму.
10. Как поступил Паша?
Дети. - Хорошо, правильно, замечательно.
11. Как можно назвать такого мальчика?
Дети. - Паша - настоящий друг.
Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.
- Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь
- не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.
Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)
Влево вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)
С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)
Ты на мир ясней гляди.
- А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.
Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.
Образец рассказа:
Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!
- Как можно озаглавить этот рассказ?
Придумайте свои истории.
- Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?
Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?
- Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?
- Что ответила ему девочка?
- Куда мальчик предложил довести девочку? почему?
- Стоит ли ей соглашаться? Почему?
- Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?
(Дети составляют свои рассказы.)
Выслушать 3-4 детей.
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня у вас получились хорошие рассказы.
Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.
Воспитатель начинает, дети продолжают.
- Настоящий друг познается в беде.
- Один за всех и все за одного.
- Нет друга - так ищи, а нашел - береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друзья - не разлей вода.
- В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Воспитатель: - Ребята, я думаю вы будете учиться дружить, чтобы у кахдого появился настоящий друг.