-совершенствовать навык звуко - слогового анализа и синтеза в процессе выделения гласных звуков в словах;
-закрепить образы гласных букв;
-развитие познавательных процессов (вербальное и зрительное внимание, память, мышление);
-воспитание доброго отношения к окружающим.
Оборудование: корабли с картинками, карточки с картинками для определения местонахождения звуков, птичка-синичка, разрезные буквы, карточки с недописанными буквами, записи музыки и гудка парохода, слайды: звуковые девочки, артикуляция гласных, Страна гласных звуков и букв.
Ход игры-путешествия:
Орг. момент.
Под музыку дети заходят в муз.зал.
-Посмотрите сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Психогимнастика.
-Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
-Давайте и гостям подарим свои улыбки.
-Ребята, но это не все гости, которые к нам пришли. Посмотрите, кто еще к нам пришел (Выставляются звуковые девочки). (на слайде)
-Давайте с ними познакомимся, какую песню поет каждая девочка и как ее зовут?
-Какие звуки они поют? (гласные).
-А какие звуки мы называем гласными? (Которые можно петь и тянуть. И когда мы произносим гласные звуки воздух идет свободно, не встречая преград: губы, зубы и язык). Сколько гласных звуков? (6). А звуковых девочек всего 5. Какая девочка потерялась? (Которая поет звук «Ы»). А как вы думаете, почему она потерялась? (Потому, что нет слов на звук «Ы» и у этой девочки нет имени). Звук «Ы» может стоять только в середине или в конце слова.
-Вы сказали, что гласные звуки можно петь и тянуть, давайте споем, позовем девочку, которая поет звук «Ы». Она услышит и придет к своим подружкам.
На слайде появляется артикуляция гласных звуков.
Вот и собрались все подружки, а давайте, чтобы это девочка больше не терялась, придумаем ей имя со звуком «Ы», который стоит в середине или конце слова. Пусть даже это имя будет необычным (Мышка, Рыбка, Пружинка и т.д.)
-Ребята, наши девочки просят нас помочь добраться им до Страны гласных звуков и букв, где они живут. А чтобы нам было не скучно путешествовать, они предлагают нам поиграть в игры, которые они для нас приготовили.
-Поиграем? (Да). Начинаем…
1 игра «Верю. Не верю»
-Верите ли вы что звуки мы слышим и произносим?
-Верите ли вы что буквы мы видим и пишем?
-Верите ли вы что гласные звуки встречают преграду?
-Верите ли вы, что в слове «лук» нет гласного звука?
-Верите ли вы, что есть слово, которое начинается на звук «Ы»?
-Верите ли вы, что в слове «мак» есть гласный звук «О»?
-Верите ли вы, что гласные мы обозначаем красным цветом?
-Молодцы! Ответили все правильно!
-2 игра «3 звука»
-Надо в названии картинки найти гласные и обозначить их артикуляцию.
-А пока кто- то пишет, остальные внимательно следят и проверяют.
-3 игра «Найди гласный звук»
-Ребята, я раздам вам карточки, надо в названии картинок найти гласный звук и определить его местонахождение.
–Где может стоять звук в слове? (в начале, в середине и в конце). Раздаются карточки. (Показать птичку-синичку). (гости проверяют)
-Молодцы! Ребята, а чем звук отличается от буквы?
Физминутка.
-Теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется…»
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, гласная буква на месте замри. (Дети замирают, изображая букву, гости ее отгадывают).
-А теперь игра наоборот. Гости «напишут» пальцем вам на спине букву, а вы ее отгадаете.
Гудок парохода в звукозаписи.
4 игра «Загрузи корабли» -Ребята, посмотрите! Стоят корабли, которым нужно отплывать, но они не загружены. Давайте поможем их загрузить. На корабль, на котором буква «А», надо загрузить только те грузы, которые начинаются на звук «А» и т.д.
А на корабль, на котором написана буква «Ы», загрузить груз, в названии которого есть этот звук.
-Молодцы!
5 игра «Собери букву» -Ребята, давайте соберем гласные буквы, а подсказкой будет картинка, которая нарисована на кусочке от буквы.
-Молодцы!
6 игра –Ребята, злая Буквоежка съела кусочки букв, давайте их исправим, допишем и назовем получившуюся букву.
-Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие в Страну гласных.
Звуковые девочки благодарят вас, за помощь и хотят подарить вам подарки. Это буквы, на которых надо нарисовать предметы, которые начинаются на этот звук.