Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Разбитое сердце"»
Конспект НОД «Разбитое сердце»
Федорчук Лариса Степаовна
Цель: воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.
Программное содержание:
- формировать представление об одном из основных духовно-нравственных понятий- уважению к старшим;
- учить детей, как они должны относиться к старшим людям, к отцу и матери;
- познакомить с правилами уважения старших для дошколят;
- развивать умение отличать добро от зла;
- расширять и обогащать словарь детей вежливыми формами обращения к старшим;
- воспитывать уважение к старшему поколению, желание совершать добрые поступки, трудиться и приносить пользу окружающим людям.
Предварительная работа
Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки». Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»; беседы о необходимости помощи пожилым людям; просмотр мультфильма «Последний лепесток».
Беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня чудесный день, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся этим настроением с друзьями.
Небо небо голубое
Солнце, солнце золотое.
Дай нам солнышко ответ,
Ты нас любишь или нет?
Дарит солнце света луч,
Освещает все вокруг!
Мы берем в ладошки свет,
Улыбаемся в ответ!
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо! Вам интересно узнать от кого оно и что в нем написано?
-- Тогда присаживайтесь и мы вместе откроем письмо и прочитаем его.
Воспитатель открывает письмо и читает:
-- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам звездный мальчик. Вы наверное слышали о моей беде, я не могу найти свою маму. Одна добрая волшебница сказала, что я разбил сердце своей мамы и если хочу чтобы она вернулась я должен собрать все осколки разбитого сердца, а для этого надо выполнить задания. Помогите мне, ребята! Одному очень трудно справиться!»
-- Ребята, а вы помните, что случилось с мальчиком со звезды и почему он разбил сердце своей мамы? (Дети вспоминают сказку О. Уайта «Мальчик звезда»)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам всем ответить на мои вопросы, чтобы понять как же мальчику со звезды живется без мамы:
-- Если вы хотите кушать, вы идете к ….
--- Если у вас выпал зуб, вы идете …
--= Если вы потеряли свой ботинок, вы идете …
-- Если вас побил соседский мальчишка , вы идете …
--- Вы построили красивый дом из кубиков вы бежите к …
Воспитатель: Вот видите, ребята, мама всегда рядом и всегда прийдет на помощь, и теперь вы понимаете как плохо мальчику одному без мамы. Поэтому предлагаю помочь ему собрать сердечко для его мамы.
--- А для этого мы должны показать что мы знаем о том как надо себя вести с родными и близкими и вообще со старшими людьми.
-- Первое задание на знание вежливых слов, которые мы обязательно должны использовать при обращении к старшим.
Я сейчас буду читать загадки, а вы должны отгадать их:
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)
***
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)
***
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)
***
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а… (Здравствуйте)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)
Катя пупсика Игнатку Уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки и получаете первый кусочек сердечка. И не забывайте, когда обращаетесь к старшим про волшебные слова.
Следующее задание будет таким:
- В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
Игра«Радость или огорчение?»
- У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)
- Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких:
Вы утром плакали и не хотели идти в сад
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
- Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки. А за это я даю вам еще один кусочек сердечка.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру
Физминутка.
Игра «Маленький круг — большой круг»
Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся).
Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.
Воспитатель: Ну вот мы с вами немного отдохнули и можем снова продолжать собирать сердечко для мамы звездного мальчика.
-Ребята, в старину люди испытывали глубокое уважение к старикам, к их мудрости, к возрасту. Свое отношение к ним люди отразили в пословицах. Задание «Собери пословицу»
Я сейчас буду начинать пословицу, а вы должны ее закончить:
-- Не смейся над старым: … и сам будешь стар.
-- Учат добру не дурачки, а …. старички.
-- Старый умен, хотя и не .. силен.
-- От совета старых людей голова…не болит.
-- Уважение к молодому - долг, уважение к старшему… - обязанность.
-- Отца с матерью почитать – горя… не знать.
-- Жалей отца с матерью, других не… найдёшь.
-- Нет родней дружка, как родная …матушка.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием и получаете еще одну часть сердечка.
-- Чтобы выполнить следующее задание давайте сначала посмотрим на экран. ( На экране показаны фотографии стариков). Посмотрите на лица старых людей и скажите, как вы думаете в старости люди какие становятся? ( Больные, слабые, одинокие, беззащитные). Сейчас на экране будут появляться картинки с разными ситуациями вы должны посмотреть и рассказать как можно помочь дедушке или бабушке.
(Появляются картинки с изображением бабушка переходит дорогу, бабушка лежит больная и т.д.)
-- Хорошо, ребята, не забывайте, что рядом всегда может быть дедушка или бабушка которым нужна помощь, не проходите мимо, помогите им.
-- Для следующего задания нам понадобятся волшебные мыльные пузыри!
Игра «Пусть всегда будет»
Один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» предлагаю придумать каждому свое самое заветное «пусть», но желание должно быть для близких и родных. А чтобы ваше желание сбылось нам и помогут эти волшебные мыльные пузыри, вы должны сказать «Пусть всегда будет …(свое желание)», и надуть пузырь и ваше желание сбудется.
Дети выполняют.
Воспитатель: Смотрите, ребята, сколько много красивых пузырей мы с вами выпустили и сколько добрых пожеланий загадали. За ваши добрые пожелания для своих родных и близких получаете еще одну часть сердечка.
-- И осталось еще одно задание.
Вы многое умеете. Сейчас мы поиграем в игру «Маленькие помощники».
И проверим как вы помогаете своим родным дома, вы должны найти нужные предметы. Вам надо разделиться на пары. Каждая пара будет искать определённые предметы.
1 пара – ищет картинки с предметами для бабушки – она хотела вязать носки.
2 пара ищет картинки с предметами для папы. Он ремонтирует стул.
3 пара ищет картинки с предметами для мамы. Она собралась делать уборку.
4 пара ищет картинки с предметами для младшего брата. Он собирается на прогулку.
5 пара ищет картинки с предметами для дедушки – он хочет отремонтировать книгу.
Проводится игра «Маленькие помощники». Дети классифицируют предметы.
Воспитатель: Вот мы и получили последний кусочек сердца, но оно все еще разбито и чтобы соединить все осколки этого сердца предлагаю построить «Пирамиду любви» из ладошек. Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку на разбитое сердце, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами. Любовь и добро могут творить чудеса и тепло наших рук и наших сердец соединило все осколки сердечка. ( Дети поднимают ладошки и под ними целое сердечко).
Воспитатель: Вот мы и помогли звездному мальчику и его маме. Ребята скажите что вы поняли сегодня, когда помогали собрать разбитое сердце?
Что вам запомнилось больше всего?
--- А в конце я предлагаю вам нарисовать звезду, вырезать ее и прикрепить к ночному небу. Но это будет не просто звезда, пока вы будете ее рисовать вы должны вспомнить как вы обижаете и огорчаете своих родных, и когда вы будете зажигать звезду вы должны пообещать, что больше не будете так делать.
(Дети выполняют)
-- Посмотрите сколько разных звезд зажглось на нашем небе. Помните свои обещания, не забывайте, что родных и близких людей надо уважать, беречь и помогать им.