«Детский сад «Колокольчик» п. Пурпе»
п. Пурпе, 2019 г.
Образовательная область | Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений) |
Возраст детей, группа | 3-4 года, вторая младшая группа |
Тема | Поможем Маше вернуться домой. |
Цель | Обобщить умение детей различать и называть свойства предметов - форма (круг, квадрат, треугольник), размер (большой, маленький), количество (один, много) |
Задачи | Закрепить умения находить в окружающей обстановке один и много предметов. Закрепить умение устанавливать отношение между понятиями: большой, поменьше и самый маленький. Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
Материал | геометрические фигуры на всех детей, три обруча. Игрушки трёх медведей, три тарелки и три ложки; картинки с бабочками и цветочками, по 5 штук каждых. Кукла Маша. |
Предполагаемый результат | Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много). Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный), путем наложения. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность. |
Этапы | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию. | Знакомство с куклой Машей. Вызвать желание помочь Маше. | -Ребята, к нам в гости пришла девочка Маша, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. - Ребята, скажите, пожалуйста, правильно Маша поступила, когда ушла из дома одна? Можно уходить из дома одному? (нет). -А почему, как вы думаете? (можно заблудиться, потеряться). - Ребята, вы хотите помочь Маше найти дорогу домой, чтобы она вернулась к маме и папе? (да). - Давайте узнаем у Маши, где она живет? Маша, где ты живешь? (наклониться к кукле). - Маша говорит, что она живет в большом доме. Но чтобы добраться до него, надо выполнить несколько заданий. Ну что, поможем Маше? (да, тогда отправляемся в путь! (помочь Маше – детская цель) | Знакомятся с куклой Машей. Отвечают на вопросы воспитателя. | Мотивация на предстоящую деятельность | Совершенствовать речь и речевую активность. |
II.Актуализация знаний | | На лесной полянке выросли цветочки. Посмотрите какие они красивые. Сколько их? (много). -Вот прилетели бабочки. Давайте посадим их по одной на каждый цветочек (выкладываю бабочек на одну меньше, чем цветов). А теперь скажите, чего больше, бабочек или цветков? (цветков). А чего меньше, цветков или бабочек? (бабочек). Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну? (добавить одну бабочку). - Бабочек-то больше нет, посмотрите в группе, может она где-нибудь сидит? (находят бабочку). Давайте посадим ее на цветок, что теперь можно сказать о количестве цветков и бабочек? (их поровну). Молодцы! И с этим заданием вы справились, а нам пора идти дальше. Загадываю загадку: Возле леса на опушке, Трое их живёт в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три медведя). Правильно! На столе у медведей три тарелки и три ложки. - А теперь вспомним, как звали медведей. (Папа - Михайло Иванович, Мама - Настасья Петровна и Сын - Мишутка). - Кто из них самый большой? (Папа - Михайло Иванович). - Кто самый маленький? (Сын - Мишутка). - Давайте угостим медведей кашей, из какой тарелки будет есть Михайло Иванович? (из большой, а Настасья Петровна (из тарелки поменьше, а Мишутка (из самой маленькой тарелки). - Ребята, Мишутка такой неуклюжий, смотрите он рассыпал карандаши, и они все перепутались. Что делать? (помочь, собрать карандаши). - Помогите Мишутке собрать карандаши в стаканчики. (Уточнить какой карандаш короткий, какой длинный, способом наложения) В красный - длинный, в синий – короткий. - Молодцы, справились и с этим заданием, а теперь немного отдохнём. Физ. минутка Ежик выбился из сил, Яблоки, грибы носил, Мы потрем ему бока, Чтобы их размять слегка, А потом погладим ножки, Чтобы отдохнуть немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка, Еж в лесочек убежал, Нам спасибо пропищал. Идем дальше. | Раскладывают бабочек на цветы. Отгадывают загадку. Сравнивают предметы- большой, поменьше и самый маленький. | Считают, выполняют арифметические действия, сравнивают | Ответы детей |
III. Затруднение в ситуации | Развитие мышления, памяти, внимания, умения ориентироваться в ситуации. | Подходим к месту, где на полу выложена широкая дорожка, которая потом разветвляется на две. Воспитатель рассказывает детям, что перед ними дорожка, по которой надо идти, чтобы прийти к дому Маши. Дети идут по дорожке и доходят до развилки. Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к дому Маши, надо пойти вправо. Вправо это куда? Возникает затруднение. – Смогли вы выбрать дорожку? (Нет.) – Почему не смогли? (Потому что не знаем, как идти вправо.) | Высказывают различные варианты решения проблемной ситуации | Умения внимательно слушать и запоминать | Внимание детей |
IV. Открытие нового знания или способа действий. | | – Попробуйте сами догадаться! Вытяните в сторону правую руку. Как вы думаете, если мы пойдем в ту сторону, куда показывает правая рука, то мы пойдем вправо или влево? (Вправо.) - Молодцы, запомните, если надо идти вправо, то надо вытянуть в сторону правую руку и идти в том направлении. – А теперь догадайтесь, какая дорожка идет влево. Дети должны показать дорожку около левой руки. – Молодцы! Значит, что надо сделать для того, чтобы пойти влево? (Надо вытянуть в сторону левую руку и идти в том направлении.) - Значит, что находится около правой руки, находится справа от нас, а то, что находится около левой руки, – слева от нас. - К дому Маши мы можем попасть, если пойдем направо. (повернули и пошли) | Дети узнают правую и левую сторону | Умение ориентироваться в пространстве. | Выполнение действий по ориентированию |
V. Введение новых знаний в систему знаний. | | На столе разбросаны геометрические фигуры (круги, квадраты и треугольники). - Ребята, нужно разобрать геометрические фигуры, на ковре приготовлены три обруча: слева в обруч кладем круг, в средний обруч – квадрат, справа в обруч– треугольник. Брать нужно по одной фигуре и класть в нужный обруч. Смотрите не перепутайте! Слева- круг, посередине – квадрат, справа – треугольник. Раз, два, три - начали играть. | Называют геометрические фигуры, различают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | геометрические фигуры по три на всех детей, три обруча. | Формировать навык быстрого ориентирования в ситуации. Уметь различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
VI Осмысление (итог) | | -И с этим заданием справились, молодцы! -Ребята, смотрите, а что это там, впереди, да это же Машин домик, вот мы с вами и пришли (макет домика). - Маша благодарит детей: Спасибо вам ребята, помогли вы мне дойти до дома и справиться с разными заданиями. Что мы с вами сегодня делали? Как Маше помогали? Какие задания выполняли? Чему новому вы сегодня научились? Вам понравилось наше путешествие сегодня? Что понравилось больше всего? - Вы молодцы, старались и помогли Маше. | Провожают Машу домой. Отвечают на вопросы. | Умение подвести итог. | Ответы детей |