панорама зимнего леса, игрушки (зайчонок, зайчиха, белка), настольно-печатная игра «Сложи картинку», диких животных, картинки- лабиринты.
Индивидуальная работа: развивать речевую активность детей.
Ход занятия
Вводная часть
Ребята, давайте с вами поздороваемся. Приготовьте все ладошки. (здороваются). Я хочу с вами поиграть. Внесение игрушки зайчонка.
Ко мне соседские мальчишки принесли в корзинке зайчонка. Они нашли его в лесу. Как ему помочь?
- кто мама у зайчонка?
- куда мы сегодня отправимся? Почему?
На опушке много снега предлагаю идти высоко поднимая ноги, след в след. Вы догадались почему?
Основная часть
Упражнение «Глубокий снег»
Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года?
Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой.
Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Зима укрыла всё в лесу пушистым снежным покрывалом.
Ежимся от холодного ветра (мимическое упражнение)
• Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилием звука)
• Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихим, высоким голосом)
• Шумят ели, сосны: ш-ш-ш
• Стихает вьюга: с-с-с.
А каково зимой диким животным в лесу?
Какая у них главная забота, как вы думаете?
А кто им может помочь? (Дети отвечают.)
Всех ли животных можно встретить в лесу зимой?
Дети – их можно разделить на две группы,
I группа – те животные, которые встречаются в лесу зимой;
II группа – те животные, которые зимой спят - уходят в спячку.
Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны?
Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.
Д/игра «Прятки в лесу».
- Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда найдём карточки-подсказки, а потом увидим изображение того, кто спрятался именно в этом месте.
Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их, показывается изображения диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).
Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).
Загадки
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
С ним тягаться трудно в беге, Коли встретить довелось, знайте, дети, это…(Лось).
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Возле дуба острым рылом, Деловито землю рыл он. Видно желуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был … (Кабан).
Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это…(Белка).
В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)
Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Хозяин лесной Серенькая, маленькая, хвост как шило. (Мышь)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
– О животных.
– Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру“Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.
Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.
Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.
План
Название животного.
Что умеет делать?
Чем питается?
Как называют его детёнышей?
Как называется его жилище.
Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.
Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.
Физкультминутка “Дикие животные”:
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал.
- Сейчас мы знаем, кто считает лес своим домом. А где же зайчиха?
- Тропинка ведёт через ручей. Давайте перепрыгнем и поищем зайчиху. - Посмотрите как они нежно прижались друг к другу.
- Спасибо за то, что вы нашли моего зайчонка и помогали животным в лесу.
Ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Как-то пусто в лесу, кого-то не хватает? (Кого нет в нашем зимнем лесу)
Дети – (Животных)
Сейчас давайте подойдем к столам, где лежат рамки-трафареты. Надо аккуратно обвести любого животного и с помощью красок каждому животному мы подарим соответствующую шубку методом примакивания (предварительно уточняем окраску шерсти каждого животного). Нарисовать шубку животному можно не только кисточкой, но и другим способом. У медведя какого цвета? У лисы, зайца?
После того, как высохнут наши животные, вы аккуратно вырежете и наклеите на нашу картину «Зимний лес».
В ходе работы звучит музыка «Звуки природы».
Итог занятия:
-Молодцы ребята теперь все животные получили свои красивые шубки. Мы надеемся, что эти шубки животные будут носить долго и люди не будут их уничтожать и обижать
Рефлексия
- кого встретили в лесу?
Как называется смена окраски шерсти?
- Как называется сонный, малоподвижный образ жизни?
- Кому сегодня помогли?
Вы добрые, заботливые и мне очень приятно было с вами гулять в зимнем лесу. Лесные жители тоже вас благодарят (угощает сладкими орешками).