Методы и приёмы: художественное слово, игровой приём, сюрпризный момент, показ.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций с изображениями диких животных: жилье, питание, как готовятся к весне, кто из животных меняет цвет зимой и почему; чтение стихов, рассказов, сказок о животных, загадывание загадок; раскрашивание раскрасок диких животных карандашами; дидактическая игра «Кто где живет?», «Когда это бывает?», подвижные игры «Птички невелички», «Воробушки», пальчиковая игра «Кап, кап».
Оборудование и материалы для воспитателя: кукла Маша, картинки с изображением диких животных и их детёнышей, сюжетные картинки с изображением весеннего леса.
Планируемый результат: дети закрепляют знания о временах года, животных весной.
Ход:
Воспитатель:- Ребята, сегодня прекрасный солнечный день. Скажите, а какое сейчас время года?
Дети:- Весна.
Воспитатель:- А давайте сейчас поговорим о том, какие изменения происходят весной в жизни диких животных. К нам в гости пришла Маша. Она побывала в лесу и очень удивилась изменениям. Маша думала, что весной в лесу все так же, как и зимой, ничего не меняется. Но почему-то кругом таял снег, текли ручьи, из-под земли выросла молоденькая травка. На кустах висели клочки чьей-то шерсти. Почему так происходит, не понимала.
Воспитатель:- Ребята, давайте поможем Маше узнать, кто же это оставляет клочки своей шерсти на кустах в лесу. Что происходит у зверей весной с шерстью? (Все звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою красивую белую шубку - на серую, белочка - серую шубку меняет на рыжую.)
- А кто знает, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке? (В белой шубке он издалека заметен для врагов.)
- А кто же тогда оставил на веточках рыжие клочки шерсти? (Их оставила лисичка. Она тоже поменяла свою теплую шубку на более легкую.)
- А серые клочки шерсти – кто же их оставил в лесу? (Волк, он тоже весной линяет)
Воспитатель:- Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка «Лесная зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мы сейчас не ребятишки,
А лисички, зайки, мишки.
На полянке зайчики
Скачут словно мячики.
Лапками захлопали
Ножками затопали.
А лисята как проснутся
Очень любят потянуться.
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставит лапы –
Топ-топ-топ, да топ-топ-топ.
А потом как зарычит мохнатый
У-у-у да у-у-у.
Воспитатель:- Ребята, а давайте вместе с Машей отгадаем загадки.
- Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая … (лисица)
- Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый …. (волк)
- У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это… (еж)
- Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку…. (зайчик)
- Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его… (медведь)
Воспитатель:- Маша гуляла по лесу и думала, что никого не увидит. Она думала, что все звери спят, как в морозы зимой. Но подошла тихонечко к одной норке, а там кто-то большой с длинной мордочкой, с пушистым хвостом. Она умеет тявкать, у нее очень хороший слух. Она сразу услышала, как Маша подошла. Что это за зверь? Унее еще такой пушистый рыжий хвостик есть.
Воспитатель: - Дети, кто это был? (Лиса)
- А еще Маша спряталась за кустом и увидела, что из берлоги вышел кто-то большой, коричневый и косолапый. Откуда он появился? Зимой его не было видно. Кто это?
Дети: - Это медведь.
- А еще кто-то пробежал мимо Маши по дорожке на своих коротких ножках, с колючками на спине. Кто это был? А где же он был зимой?
Воспитатель: - Ежик спал под пенечком, спрятался от всех.
Воспитатель:- Дети, кто из вас запомнил, какие изменения происходят со зверюшками в лесу весной? (Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую; зверивыходят из своих нор, а медведь из берлоги.)