Воспитатель: Дети, со мной вчера произошел интересный случай. Я гуляла поздно вечером, и вдруг, в темноте высоко в небе я услышала кряканье. Я очень удивилась, подскажите мне, что это могло быть?
Дети: Это пролетали утки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Развивать познавательные процессы, обогатить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, развивать мелкую моторику, артикуляционную моторику, стимулировать мыслительную и речевую деятельность детей.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о перелетных птицах;
- обогащать словарный запас детей в процессе освоения нового материала.
Речевые:
- развивать звуковую культуру речи;
- тренировать фонематический слух;
-развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- развивать чувство удовлетворения от получения новых знаний и умений.
Раздаточный материал: Разрезные картинки с изображением птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята, рассаживайтесь на свои места.
2. Упражнения на слух, внимание, мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика.
Поднимаем счетные палочки двумя одноименными пальцами рук, например, двумя мизинцами (указательными, большими и т. д.)
«Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля»
3. Вступительная беседа.
Воспитатель: Дети, со мной вчера произошел интересный случай. Я гуляла поздно вечером, и вдруг, в темноте высоко в небе я услышала кряканье. Я очень удивилась, подскажите мне, что это могло быть?
Дети: Это пролетали утки.
В: Как вы думаете, откуда они летели?
Д: Птицы возвращаясь из теплых стран.
В: Верно. Сегодня мы поговорим с вами о птицах.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
В: Вначале давайте проверим: знаете ли вы птиц. Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите не название птиц, хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
В: Давайте посмотрим картинки с изображением этих птиц. (Демонстрация картинок)
В: Теперь мы с вами знаем много перелетных птиц. Скажите, чем первым делом начинают заниматься птицы, прилетев с теплых стран? (Д: строить гнезда). Правильно, гнезда они строят самые разные : в дуплах и на ветках деревьев, на земле, в траве, на островках среди болота. Для чего птицы строят гнезда? (Д: чтобы отложить яйца и вывести птенцов). И конечно же птенцы- детки птиц, это – самые дорогие и любимые детки, так же, как и вы для своих пап и мам. Поэтому, если вы случайно увидели гнездо, не трогайте, не ломайте его. Не трогайте яйца, иначе птицы могут больше не прилететь на гнездо, испугавшись человеческого запаха. И, конечно же, не пугайте птиц, не берите в руки птенцов. Берегите природу, окружающую среду и всех наших соседей на планете Земля - цветы, деревья, зверей и птиц!
В: Попробуйте описать внешний вид птицы по картинке (Рис. 1, приложение 1).
Д: Это птица. У неё есть тело, голова, лапки, крылья, клюв. Тело и крылья покрыто перьями.
В: Обратите внимание, что тело обтекаемой формы (чтоб было меньше сопротивление воздуха при полете).
У птиц очень легкие полые кости скелета, для облегчения веса тела. Сильно развитые грудные мышцы, которые приводят в действие крылья при взмахе. (Рис. 2, приложение 1)
В: Продолжите предложение:
«Весной из теплых стран к нам возвращаются ….»
В: Скажите, что общего у этих птиц:
-аист, ласточка, стриж (Д: это перелетные птицы)
-курица, страус, пингвин (Д: эти птицы не летают)
- курица, гусь, утка (Д: это домашние птицы)
В: Как вы думаете, чего больше:
- крыльев или птиц? (Д: Крыльев больше, т. к. у каждой птицы два крыла)
- крыльев или ног у птиц? (Д: Крыльев и ног одинаковое количество, т. к. у каждой птицы два крыла и две ноги.)
-птиц или клювов? (Д: Одинаковое количество, т. к у птицы один клюв.)
- клювов или крыльев? (Д: Крыльев, т. к у птицы один клюв, и два крыла.)
6. Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети поднимают руки вверх)
Чтоб скорее прилетать, (Дети машут руками, словно крыльями)
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
Птички начали спускаться, (Дети кружатся)
На поляне все садятся (Дети встали в круг)
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями», «летают»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети приседают и встают)
В: Теперь поиграем в игру «Самая ловкая цапля».
Цапли живут на болоте и очень любят стоять на одной ноге. Сейчас мы посмотрим, кто из вас будет самой устойчивой, самой ловкой цаплей. Встанем на одну ногу, и удерживаем равновесие, стоя на одной ноге. Кто не смог устоять на одной ноге, садится на свое место и ждет всех остальных.
7. Речевая игра
В: Какие вы все молодцы, хорошо размялись! Садимся на свои места. А сейчас немного поиграем в игру «Чьи крылья?». Я вас буду спрашивать, например, у ястреба крылья чьи? А вы мне отвечаете : «Ястребиные».
У журавля- (Д: журавлиные)
У гуся- (Д: гусиные)
У утки – (Д: утиные)
У грача – (Д: грачиные)
У вороны- (Д: вороньи)
У голубя- (Д: голубиные)
У ласточки- (Д: ласточкины)
У лебедя- (Д: лебединые)
У курицы- (Д: куриные)
В: А теперь ответьте мне на вопрос: кто это- животное, или птица, если у него есть:
- ноги, туловище, крылья (Д: птица)
- голова, шея, копыта (Д: животное)
- хвост, перья, ноги (Д: птица)
- лапы, уши, усы (Д: животное)
В: Молодцы, ребята! А сейчас внимательно послушайте, и назовите мне слово, которое не подходит ко всем остальным: