Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по развитию речи. «Дидактические упражнения для произношения звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко-близко» для детей раннего возраста.»
Конспект ООД по развитию речи. «Дидактические упражнения для произношения звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко-близко»для детей раннего возраста.
Цель: Укрепить артикуляционный и голосовой аппараты детей. Задачи: Образовательные: -учить произносить звукосочетания с различной громкостью;Развивающие: -определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко – близко) и использовать в речи соответствующие слова.Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Форма проведения: подгрупповая.Материал и оборудование. Демонстрационный : игрушки собачек (большая и маленькая ), уточка, кошка , шляпа, небольшие зеркала на каждого ребенка, кусочек ваты.
Ход ООД. 1.Организационный момент.
Воспитатель: К нам сегодня пришел гость, давайте с ним поздороваемся.
Дети: ответы детей. (Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собачку)
Воспитатель : Ее зовут Филя. Давайте послушаем, как лает собачка. - Ой, что-то слабо лает собачка. Давайте Филю научим как лаять, но для этого надо язычок потренировать.
2. Основная часть занятия. (Воспитатель предлагает детям взять каждому по зеркальце и присесть на стульчики.)
Артикуляционная гимнастика. - Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для своего язычка, а чтобы он стал послушным и ловким приготовим ему что-нибудь вкусненькое.
Давайте-ка мы с вами испечем ему блинчики, а для этого замесим тесто. Улыбнитесь, покажите зубки. Просуньте между ними широкий кончик языка. Покусаем кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно месим тесто. Потяните язык вперед еще больше. Покусайте зубами его серединку, приговаривая «тя-тя-тя-тя», словно тесто начало подниматься и булькать. Как хорошо булькает тесто!
- А теперь, пора печь блинчики. Удержите широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у нас получился. Нужно испечь ещё. (Повторение упражнения 5 раз.) - Устал наш язычок, ему пора спать! Положите язык внизу около нижних зубов свободно, расслабленно. Спокойной ночи, язычок!
Дыхательная гимнастика «Снежинка» Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»
Воспитатель дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.
Воспитатель: А сейчас и мы с вами превратимся в снежинок. Проводится игра на развитие общего подражания «Снежинки»
Летят снежинки, (Дети бегут по кругу друг за другом) Кружатся, (Кружатся.) Как бабочки порхают. (Останавливаются, помахивают руками) Поднимутся, (Поднимают руку с над головой.) Опустятся, (Опускают руки вниз.) А на ладошке – тают. (Присаживаются на корточки)
Дидактическое упражнение на произношения звука Ф.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем Филю, как он гавкает.. «Чтобы получилось красивое –аф-аф, надо широко открывать рот» (повторно воспроизводит звукоподражание, сначала все вместе, а затем по очереди произносят звукоподражание).
Собачка «подходит» к берету (или панаме, лежащему на столе, и пытается лечь на него.
Воспитатель: грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фу-у, Филя, фу-у». Собака еще раз пытается лечь на берет.
Дети: ответы детей (повторяют запрет хором и индивидуально (3–4 повторения). Воспитатель убирает головной убор .
- Смотрите, – продолжает разговор педагог, – наши собачки кого-то увидели. Воспитатель обращает внимание детей на стоящего поодаль утенка. Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на утенка, не пугали его:
- Фу-фу, нельзя лаять!
Воспитатель: ( показывает большую игрушку собаки)-Ребята, большая собака лаетгромко,а маленькаятише. Как лает большая собака и как лает Филя. Дети: ответы детей. (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Педагог добивается, чтобы все дети правильно, четко и с разной громкостью произносили звукосочетания.
Физминутка: «Обезьянка»
Рано утром на полянке (хлопаем в ладоши) Так резвятся обезьянки: Правой ножкой - топ, топ! Левой ножкой - топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
Дидактическая игра «Далеко - близко»
Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, и заводит кошечку. - Кошечку зовут Фифа– поясняет воспитатель. – Она хочет поиграть с вами. Красивая киса? Хотите рассмотреть ее получше? Тогда попросите, чтобы она подошела поближе. Скажите: - Фифа, подойди ближе. (Кошка останавливается.)
- Дети, протяните руки и погладьте кошечку, – предлагает педагог. – Со стульев не вставайте. Можно его так достать? Почему?
Воспитатель подтверждает: - Да. Она далеко стоит. Скажите: «Далеко стоишь». Фифа охотно откликается на каждую просьбу. Он подходит к детям. - Видите, как близко подошел каса к Оле, ... (имена детей). - Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Она и к тебе подойдет. Дима, ты теперь смог дотянуться до Фифы? А почему?
- Теперь Фифа пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить.
3.Итог занятия.
Скажите, кто приходил к нам сегодня в гости (показывая собаку, кошку) - Как зовут собаку? - А как зовут кошку? - Покажите, как лает Филя.