Предварительная работа: Чтение коми сказок, беседы о родном крае, Показ иллюстраций о Республике Коми (города, реки), закрепление коми орнаментов, дидактические – настольные игры «Найди пару по орнаменту коми», «Найди такой же музыкальный инструмент», закрепление слов на коми языке:здравствуйте – виджаоланыд; до свидание –адзысьлытэдз; река – югыд-ва; радуга – эшка-мэшка).
Оборудование: использование ИКТ- Компьютер, экран для презентации, презентация к занятию, картинки - ягоды.
Ход ООД: Звучит музыка «Марья моль», воспитатель с детьми входит в зал. Возле печки сидит бабушка с прялкой. Воспитатель с детьми зашли в гости к бабушке.
Бабушка: "Выдзаоланыд нывкаъяс да зонкачъяс" - Здравствуйте дорогие девочки да мальчики.
Дети:"Выдзаоланыд нывкаъяс да зонкачъяс"
Бабушка: Девочки и мальчики у меня есть тур-путёвка «По коми краю».
- А, вы хотели отправиться со мной в путешествие!
Дети: Да, хотим
Бабушка: Тогда отправляемся.
Воспитатель: Бабушка, а на чём мы отправимся!
Бабушка: Ой, об этом я не подумала?
- Девочки и мальчики, а на чём можно оправиться в тур – «Путешествие по Коми краю»? И какой самый быстрый способ!
Дети: На вертолёте, корабле, лодке, пароходе, на воздушном шаре, на самолёте.
Бабушка: точно, на самолёте, молодцы.
Физкультминутка; "Мы летим на самолёте"
Воспитатель: Мы летим на самолёте
Над бескрайнею тайгой
Над полями и лугами
И над быстрою рекой.
Слайд 1: Лес и вдалеке город
Бабушка: Посмотрите что это видно вдалеке?
Дети: Город.
Бабушка: А, чтобы нам приземлиться, надо назвать столицу Республики коми?
Дети: Столица Республики Коми, город Сыктывкар.
Слайд 2: Город Сыктывкар.
Бабушка: Молодцы.
- Вот мы и приземлились.
Воспитатель: А, какие ещё города, вы знаете в Коми Республике!
Дети: Ухта, Печора, Воркута, Инта, Усинск
Слайд 3: Города Республики Коми.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали города Коми Республики.
Бабушка: А, наше путешествие, продолжается.
Слышится звук реки (воды).
Бабушка: Что за звуки и волны плещутся?
Дети: Да это же река!
Слайд 4: город и река.
Бабушка: А, как, на Коми языке называется река?
Дети: Югыд - ва.
Бабушка: правильно, молодцы. Река по Коми - Югыд - ва.
Воспитатель: А как, называется река в городе Сыктывкар!
Дети: Сысола
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: А, на чём можно, плыть по реке?
Дети: На плоту, корабле, катере, матрас, лодка.
Воспитатель: молодцы, сколько много назвали ответов.
Бабушка: Садимся на лодку, взяли вёсла и гребём.
Слайд 5: Лодка, деревня.
Физкультминутка: "Мы на лодочке плывём"
Бабушка: Мы на лодочке плывём,
Дружно вёслами гребём.
Солнце светит высоко,
Едем, едем далекою.
После физкультминутки воспитатель, бабушка и дети встают и на экране неожиданно появляется радуга.
Воспитатель: Девочки и мальчики, что это?
Дети: Радуга.
Бабушка: А как, на Коми языке называется радуга?
Дети: Эшка - мэшка.
Бабушка: молодцы, правильно. Радуга на Коми языке - эшка - мэшка.
Воспитатель: А, какие реки Республики Коми, вы ещё знаете?
Дети: Ухта, Вычегда, Печора, Уса, Ижма
Слайд 6: Реки Республики коми.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали реки Республики Коми.
Слайд 7: Лес
Бабушка: Где мы?
Дети: В лесу.
Бабушка: а как, будет лес на коми языке?
Дети: Яг.
Бабушка: молодцы, вы правильно назвали лес на коми языке - Яг.
Слайд 8: Медведь, рычит.
Бабушка: Ой, какой грозный медведь
Воспитатель: - А как, медведь по Коми?
Дети: Ош
Воспитатель: правильно, медведь по Коми - Ош. Молодцы.
Воспитатель: Чтобы медведя задобрить, надо угостить его ягодами, которые растут, в нашем северном лесу - Республике Коми.
Слайд 9: Ягоды.
Воспитатель: А, какие ягоды растут в нашем лесу Республики Коми?
Дети:
Черника
Голубика
Клюква
Брусника
Морошка
Воспитатель: А, хотите ли вы узнать, название ягод на Коми языке?
Дети: Да.
Бабушка показывает ягоды из корзинки и дети называют их, после чего воспитатель переводит на Коми языке названия ягод.
Затем закрепляют хоровыми ответами детей.
Воспитатель: Черника - чэд
Дети: Чэд
Воспитатель: Клюква - Тури - пув
Дети: Турив - пув.
Воспитатель: Брусника - Пув
Дети: Пув.
Воспитатель: Морошка - Мырпом
Дети: Мырпом.
Бабушка: А, вот и угощение для медведя!
Медведь говорит на коми языке.
Медведь: Ате дона нывкаяс да зонкаяс.
Бабушка: А что нам Медведь сказал на Коми языке!
Дети: Спасибо девочки да мальчики.
Заиграла музыка Коми гимна - на русском языке и появились на экране флаги.
Воспитатель: Среди этих флагов, нужно найти флаг Республики Коми (указка).
Игра: «Найди флаг Коми республики»
Дети находят флаг Республики Коми.
Бабушка: А, что означают цветные полоски флага.
Дети: Голубой - это небо
Зелёный - лес, потому что у нас много леса.
Белый - снег, потому что мы живём на севере.
Бабушка: Молодцы, правильно ответили про цвета флага.
Бабушка: Вот мы и побывали в путешествии по Республике Коми, много видели и узнали. А теперь нам нужно возвращаться домой, в наш родной город Ухта.
Воспитатель: Садимся все на поезд, и поехали!
Звучит звук поезда бабушка, воспитатель и детьми имитируют движение поезда и под звуки колёс поезда едут.