Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД Тема: «Музыкальный рисунок»»
РИСОВАНИЕ МУЗЫКИ
Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.
Тема: «Музыкальный рисунок»
Цели занятия:
1, Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования,
2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
З. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4, Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал для занятия;
альбомный лист;
набор гуашевых красок; кисть;
стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народ ных мелодий в сочетании со звуками живой природы на аудиокассете из серии «Волшебные голоса природы, Малыш на острове», ЗАО «СБС-рекордз», 2005.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает вниманию детей звукозапись с пением птиц, шумом воды.
Педагог. Ребята, что вы себе представляете, слушая звуки природы? Дети. Прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря,
Педагог. Если бы вы попали рано утром в лес, то услышали многообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья. Все это человек слышал еще в глубокой древности. Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии, И родилось прекрасное искусство — музыка.
Педагог предлагает вниманию детей аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».
Педагог. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети. Петь, танцевать, веселиться.
Педагог. А если мелодия медленная, грустная?
Дети. Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Педагог. Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки»
Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. У каждой колонны (змейки) своя мелодия (марш, вальс, полька). Каждой команде дают возможность прослушать свою мелодию, затем включается любая из них. Змейка, чья МЕЛОДИЯ звучит, идет под музыку в разных направлениях по свободному пространству группы. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. То же происходит и с двумя другими змейками. Игра может повторяться. При включении незнакомой мелодии, ранее не слышанной и не имеющей отношения ни к одной из змеек, команды быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
Педагог. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий — прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку.
2. Практическая часть
Прослушивание музыкального произведения.
Предложение высказаться, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.
З. Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения,
4. Пожелание детям по ходу работы: заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
З. Итог занятия
Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить,
В конце занятия проводится хороводная игра «Шире круг».
Участники игры встают в круг и берутся за руки, поют песни и выполнят различные движения.
Шире крут, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит С небом океан,
Дружат солнце и земля, Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли! (В. Викторов)
Дети делают шаги от центра круга назад.
Дети идут по кругу направо, останавливаются, ПОДНИМАЮТ руки вверх, плавно покачивают руками; руки нс течах, покачиваются