-учить сопереживать героям сказки, оказывать помощь нуждающимся в ней
Методы и приемы: Игровой – ввод персонажа, дидактические игры, подвижные игры; словесный – объяснение, постановка проблемных вопросов; наглядный – атрибуты.
Ход занятия
Воспитатель: Один мой знакомый мальчик попросил меня загадать вам загадку и сказал, что если вы её отгадаете, то он придет к вам в гости.
Озорной мальчишка, По веткам скакал Инжир собирал В Аждаху кидал (Аци – Баци)
Вос – ль: Правильно! Герой лезгинской сказки «Аци – Баци» (раздается стук в двери).
Вот и он! (вместо Аци - Баци появляется Аждаха)
Аждаха: Что не ожидали?
В.: Нет, мы ждали Аци – Баци.
А.: Салам аллейкум, дети! Вы, наверное, ждали Аци – Баци, а я его поймал и спрятал в пещере, которое находится в моем Царстве. Ох, и надоел мне этот проказник – мальчишка, все по перепутал в Царстве Аждахи . Если вы выполните мои задания, я его отпущу. Согласны помочь Аци – Баци?
Дети: Да!
А.: Есть две дороги, что бы попасть в Царство Аждахи. Одна легкая, но дорога туда - двое суток пути. А другая трудная – сутки. Так какую дорогу выбираете?
В.: Нам надо посоветоваться. Дети какую выберем дорогу (дети советуются и размышляют)
Упражнение «Рассуждалка»
Рассуждение у макета сутки.
Дети: Сутки - это утро, день, вечер, ночь, стрелка проходит один круг.
В: А двое суток?
Дети: А если двое, то стрелка проходит два круга. Получается: 2 утра, 2 дня, 2 вечера и 2 ночи. Слишком долго. Нужно выбирать трудную дорогу - сутки
В: Аждаха, мы выбираем трудную дорогу!
А.:Тогда первое задание!
1.Отгадайте загадки о временах года:
Белым пледом парк укрыла, Воду в речке остудила, Все дороги замела- В гости к нам пришла (зима)
Снег и лёд на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна, Значит к нам пришла (весна)
Зеленеют луга, В небе радуга-дуга. Солнцем озеро согрето, Всех зовет купаться (лето)
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. - Что за время года ? - спросим. Знаем сами - это (осень)
А.: Ну, для начало неплохо. Отправляйтесь в путь!
В.: ребята, перед нами две дороги. Как узнать какая же из них нужная?
А.: А, я подскажу: короткая справа, широкая, извилистая.
Дети находят нужную дорогу.
А.: Пока бегал за Аци - Баци, прохудились сапоги. Сможете их починить?
2.Второе задание« Почини сапожок»
На столах лежат изображение сапога с дырками геометрической формы и в корзиночке разные геометрические фигуры. Надо найти нужную заплатку.
Март идет синий лед (танцевальные движения – акушинка)
Под ногами тает
Где сошел зимний лед (т.д - лакский)
Травка вырастает
По тропиночке стучат (идут дробным шагом к волку)
Мелкие копытца
Серый волк тут как тут (тихо поют и грозят пальцем)
Каждый зуб, что ножик
В рассыпную бегут (хлопок вос – ля)
Сорок восемь ножек.
А.: Вот – вот и моих бедных овечек Аци – Баци разогнал. А их у меня было много.
Вот вам и третье задание, интересно справитесь ли вы с этим заданием?
В.: Ребята, а на полянке я вижу овечек давайте мы их соберем.
3. Игра «Собери и сосчитай»
Дети ищут овечек собирают в загон .
В.: Ну вот Аждаха мы нашли твоих овечек.
А.: А это нужно проверить. У меня было (показывает 5белых и 4 серых)
В.: Сейчас, проверим.
Дети выставляют 4 серых на бревно, а 5 белых - под бревно ( для усложнения: замечают что 3е овечек с колокольчиками, 2ое –без). Считают и соотносят с цифрами.
А.: У меня три дочки : старшая Хадижа, средняя Фатима и младшая Амина. У каждой свой кувшин и стояли кувшины на своем месте, а ваш Аци – Баци перепутал их местами. И теперь мои дочки не могут пойти за водой. Сможете им помочь?
Дети: Да!
4. Игра с цветными резинками « Найди кувшин»
Детям даются карточки с изображением дочек и кувшинов. При помощи цветных резинок соединяют нужные картинки.
В.: Аждаха, и с этим заданием мы справились.
А.: Вай – вай! Дурень, я дурень! Пока с вами здесь возился, совсем забыл, что обещал своим дочерям купить подарки.
В.: Аждаха, мы попробуем тебе помочь. А, что ты хотел купить?
В.: Аждаха , это беда не беда! Ребята тебе помогут.
5. Игра « Подарок для дочки»
а) Нанизывание бус по схеме;
б) выкладывание гребешка из палочек Кюизенера;
в) цветок из блоков Дьёнеша;
В.: Нравится тебе подарки которые сделали наши дети.
А.: Да, очень!
В.: Может отпустишь Аци – Баци?
А.: Придется, но я так был зол на Аци - Баци, что посадил его в пещеру, а дверь зашифровал. И теперь не помню за какой дверью сидит Аци – Баци, но у меня есть подсказка – схема и волшебный ключ. Вот смотрю я, на эту схему и не пойму, что она означает, может вы разберетесь? Но ошибаться нельзя, потому что ключ откроет только одну дверь, даже если не та.
В.: Ну, ребята, подумаем вместе.
Упражнение « Найди нужную дверь»
Двери разного цвета и пронумерованы от 1 до 5. ( 1 – желтая, 2 – красная, 3 – синяя, 4 – зеленая, 5 – коричневая )
Дети расшифровывают схему: это не 1 и не 5,не красная и не зеленая (3)
Дети: Аждаха, наш ответ синяя дверь под номером 3.
А.: Открывает дверь и выпускает Аци – Баци.
Аци – Баци: Прости меня, пожалуйста Ахжаха, я больше не буду так шалить. Вот тебе моя рука и перед ребятами обещаю впредь только помогать. И вы меня, ребята, простите. Из – за меня вам пришлось помучиться.
А.: А за то что вы такие дружные, умные, находчивые, я хочу вам подарить кое – что из моего сундука. (выносит сундук и дарит логико – математические игры)
Дети: Спасибо тебе, Аждаха!
В.: Ну, а нам пора обратно в наш детский сад.
Рефлексия: Ребята, где мы сегодня побывали? Какие задания мы выполняли? Дети, какие вы все молодцы, спасли Аци – Баци, подружили Аждаху и Аци – Баци.