Иллюстрации из книги Геннадия Цыферова «Жил на свете слоненок»
Иллюстрации « Что нельзя делать в лесу»
Фотографии детей с экскурсии в Ботанический сад.
Фотографии с прогулки в парк.
Магнитная доска
Цветные магнитики
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
Задачи: - закрепить знания детей о правилах поведения на природе; - уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; - способствовать развитию мышления, воображения , любознательности; - воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща;
-доставить детям радость и удовольствие; - закреплять правильное звукопроизношение,
-развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь ( турист, привал),
-закрепить правильное произношение звука ж/з.
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, экскурсия в парк города, экскурсия в Полярно-Альпийский ботанический сад.
Оборудование: стенд с иллюстрациями и фотографиями с экскурсий, таблички «хорошо», «плохо», аудиозапись (звуки леса).
Ход занятия.
Дети садятся на свои места. Выполняют релаксационное упражнение «Путешествие в волшебный лес». Включается фонограмма « Звуки леса». «Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи травы. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, отправляясь в путешествие. Пусть оно будет с вами весь день».
Воспитатель: Вы любите ходить в лес? Сегодня мы с вами отправимся в поход. Но перед тем, как отправиться, мы вспомним, как называют людей, которые ходят в лес, путешествуют ( туристы). А как одеваются туристы ? Как называется место, где туристы отдыхают?( привал). Теперь мы знаем все, что нужно, можно отправляться. Давайте назовем нашу команду «Кузнечики». И девиз нашей команды : «Любимую планету нам надо сохранить! Ведь на планете этой нам долго долго жить!». И вместе с нами отправятся герои нашей любимой книги Геннадия Цыферова «Жил на свете слоненок». Все мы помним, что слоненок стал пожарным и во всем помогал жителям леса. Мы тоже знаем как вести себя в лесу, так что приготовьтесь и будьте очень внимательными.
Мы с вами любим отдыхать на природе. Но здесь встречаются опасности.
Послушаем стихотворение: Дети взяли в руки спички- Нет жилья у бедной птички. После страшного огня, Не осталось даже пня.
Что же случилось? (ответы детей) Да, это пожар!
Воспитатель: В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся! — Какие причины возникновения пожара?
Ответы детей: —если разводить костер на сухой траве, —если разводить большие костры или костры при ветре, —если оставлять не потушенный костер, —если бросить непотушенную спичку,
Воспитатель: — Как надо себя вести, чтобы не было пожара?
Ответы детей: — не играть со спичками, — уходя, надо убедиться, что костер потушен- лучше всего залить водой или засыпать землей
Рассматривание иллюстрации. Дети находят подходящую иллюстрацию, помещают под табличкой «плохо».
Воспитатель:
А если все-таки пожар начался, что надо делать? — выбегать из леса и сообщить взрослым,- звонить-01 Запомнили правила поведения при пожаре? Отправляемся в путь! Физминутка. Воспитатель: Вышли мы с вами на полянку. Где бы мы с вами ни находились, мы всегда встречаемся с насекомыми. А в лесу их много. Угадайте их по описанию- загадке: Не птица, а с крыльями, Над цветами летает, Медок собирает.( пчела)
Самого не видно, а песню слышно.(комар)
Модница крылатая, Платье полосатое, Ростом хоть и кроха, Укусит- будет плохо.(оса)
Кто над нами вверх ногами?( муха)
Дети отгадывают, называют отличительные особенности и показывают насекомое (мимикой и жестами).
Воспитатель : Как могут навредить человеку эти насекомые? ( пчела, комар, оса, муха). Необходимо знать, как защищаться от них: — надо смазывать части тела средствами, отпугивающие насекомых, — хранить продукты в закрытой посуде, — отправляясь в лес, одевать костюм, головной убор ( мы с вами правильно оделись?) — если увидели осиное гнездо, не трогайте его, они могут вылететь и ужалить, — если около вас пчела, надо быть спокойным, не махать руками, — встретив муравья, не обижай его, не будешь мешать, он тебя не укусит, — опасное насекомое- клещ, просматривайте свое тело, так как он впивается под кожу, и разносит инфекцию.
Дети находят подходящую иллюстрацию, помещают под табличкой «плохо».
Дыхательное упражнение «Жуки» (отрабатывание звуков ж, з).
А вот слоненок очень беспокоится, ребята, а вы знаете какие бывают грибы? Сейчас я проверю.
Загадки-описание: Растут в лесу сестрички, Рыжие…..( лисички).
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною, Меня узнаешь за версту, Зовусь я…..( подосиновик).
На пеньке сидят ребята, Называют их…..(опята)
Серенькие шапочки, Рябенькие ножки, Под березой растут, Как же их зовут? ( подберезовики) Воспитатель: Это какие грибы?( съедобные) Но будьте осторожны с грибами, если не быть внимательными в лесу, то в вашу корзину залезут непрошенные гости, ядовитые грибы. Какие ядовитые грибы вы знаете? (ответы детей).
Молодцы. Давайте найдем подходящую картинку, где показаны ребята, которые собирают вредные грибы, и поместим под табличкой «плохо». Посмотрите, сколько всего плохого мы поместили под этой табличкой. Теперь надо вспомнить столько же всего хорошего. Посмотрите на наши фотографии, вспомните наши экскурсии и все, чему мы на них научились.
Ответы детей (как правильно вести себя в лесу, как помогать птицам, как ухаживать за растениями).
Слоненок и его друзья, остались очень довольны, и с нетерпением ждут нашей новой встречи. До свидания ребята.
Выводы о проведенном мероприятии.
При планировании мероприятия учитывались возрастные и психические особенности детей подготовительного дошкольного возраста, мероприятие построено на доступном для детей материале. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы использовался принцип интеграции. Были использованы разнообразные методы: словесные, наглядные, поисковые. Прослеживалась смена видов деятельности- дети и сидели, и бегали, и ходили.
Все основные задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) были взаимосвязаны между собой и решались в единстве.
В результате были решены следующие задачи:
- закрепили знания детей о правилах поведения на природе; - уточнили понятия детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; - способствовали развитию мышления, воображения , любознательности; - воспитывали чувство любви к природе, умение действовать сообща;
- доставили детям радость и удовольствие; - закрепили правильное звукопроизношение, развили диалогическую речь детей, активизировали словарь, закрепили правильное произношение звука ж/з.