Просмотр содержимого документа
«Конспект открытой организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы "Осень золотая"»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Чтение художественной литературы»,
1. Образовательные:
* продолжать учить согласовывать движения с речью.
* продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
* продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
* развивать умение подбирать прилагательные и глаголы;
* развитие внимания, наглядно-образного мышления.
3. Воспитательные:
* создать хорошее настроение;
* воспитывать доброту, чувство товарищества;
* поощрять активность и самостоятельность.
Материал:
* клубок маленький и большой, ваза, образец тучки с дождиком: моросит (штриховка), и льет, мяч, осенние листики, круги на каждого ребенка: красные, желтые, голубые, картинки осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, карточки с буквами С, О, Н.
Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, ИЗО.
Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук вруки). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
Хорошо ребята, молодцы, а теперь давайте присядем на стульчики.
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Воспитатель: Посмотрите на картину. Итак, о чем наш сегодняшний разговор? (Золотая осень.)
- Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разной. Какая бывает осень? (Ранняя, поздняя, золотая, и др).
- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.).
- Давайте произнесем название первого осеннего месяца. (Сентябрь)
- Кокой звук слышится первым в этом слове? (прикрепляют на доску карточку со звуком)
- Произнесите название второго осеннего месяца. (Октябрь) Какой звук слышится первым в этом слове? (прикрепляют на доску карточку со звуком)
-Давайте произнесем название третьего осеннего месяца. (Ноябрь). Какой звук слышится первым в этом слове? (прикрепляют на доску карточку со звуком)
- Посмотрите внимательно и попробуйте прочитать слово, которое у нас получилось. Скажите, пожалуйста, что это за слово? (СОН) Правильно к концу ноября вся природа как будто погрузится в сон, и будет отдыхать. Как изменятся наши деревья? Что такое листопад?
Игра «Подбери действие».
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
- Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Давайте мы встанем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
- Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
За осенью идёт… (Зима)
А после зимы... (Весна)
После весны идёт... (Лето)
А за летом наступает…(Осень)
Воспитатель: Потом всё повторяется в природе.
Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
(после игры дети садятся на стулья)
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, за все ваши правильные ответы осень вам подарила осенний букет! Как называется такой осенний букет? (экибано).
Воспитатель: А вы знаете, как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
- Никто? Тогда слушайте!.....
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).
До занятия на одежду детям воспитатель прикрепляет круги (красные, желтые и голубые)
Воспитатель: Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.
Задание:
тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.
Воспитатель считает, дети под музыку выбирают картинки и садятся на стульчики около своей картинки. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей. Если ребенок ошибся, спрашиваешь, почему он так решил?
3.Составление рассказа по картинке.
Воспитатель: А сейчас ребята, посмотрите на картинку, мы с вами будем составлять рассказ по этой картине. Но сначала я хочу вам рассказать свой рассказ по картине, а затем вы придумаете свой рассказ, договорились? Слушайте внимательно и смотрите на картину.
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Небо на картине светло-синее. Березы падают прямо в речку. Кое-где виднеются зеленые деревья. Наверное, это ели. Птицы собираются и улетают в теплые края. Вся природа тоже готовится к зимним холодам. Осень, очень красивое время года, оно мне напоминает волшебную сказку. Вот такой я придумала рассказ, вам понравился мой рассказ? А теперь я хочу послушать ваши рассказы. Но сначала давайте разомнем губки.
Артикуляционная гимнастика "Улыбка. Трубочка"
Если наши губки улыбаются,
Посмотри - заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь наши губки готовы говорить. (Далее рассказывают дети свои рассказы по картинкам- сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Ну что ж, ребята , вы отлично справились с заданием, и теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка: «Осенние листочки»
«Мы осенние листочки»
Мы-листочки, мы-листочки, (Дети стоят в кругу с листочками в руках)
Мы осенние листочки
Мы на веточках сидели (Присели.)
Ветер дунул-полетели. (Побежали по кругу.)
Мы летали, мы летали (Побежали, помахивая листочками.)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок (Присели, поднимая листочки над головой)
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (Дети разбегаются)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели.
И на землю тихо сели. (Приседают и кладут листочки.)
Воспитатель читает рассказ «Разноцветные кораблики».
Воспитатель: А сейчас послушайте не большой рассказ и подумайте, о чем он.
- Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами.
- Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные? В какое время года бывают такие кораблики?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете об осени. Ой ребята, а к нам кажется кто-то пришел, я открою дверь. (В группу заходит Осень)
Осень: Здравствуйте мои друзья, а вот и я, вы меня узнали - я Осень золотая! Я услышала ваши красивые стихи обо мне, и мне очень захотелось прийти к вам в гости. Но я пришла к вам с заданием, давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?
Пальчиковая гимнастика "Вышли пальчики гулять".
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел, от того и растолстел!
Осень: Ну вот ребята, мы с вами и размяли пальчики, молодцы. А теперь присаживаемся за столы, взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь.
- Нарисуем наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.
Рисование дождя штрихами.
Воспитатель: Хорошо, ребята, вы молодцы, аккуратно, красиво, и быстро справились с заданием.
Воспитатель: Спасибо тебе осень за такое интересное задание, теперь дети умеют рисовать дождь штрихами и закрепили знания о том, какие бывают дожди. Давайте мы сделаем одну большую тучку на вот этом столе, несите все сюда свои работы и рассмотрите, что получилось. Вам нравится тучка? Ну я думаю, что нашей тучке тоже очень нравится!
Осень: Дети, я за вами внимательно наблюдала, и мне очень понравились ваши рассказы, вы много знаете об осени, и в знак благодарности я принесла вам свои дары. Вы это очень любите, и это очень полезно, как вы думаете, что это? (яблоки) Угощайтесь!!!!!!!
- Ну что ж, ребята, спасибо вам за такое чудесное время, что вы мне подарили, но мне пора возвращаться в осенний лес, у меня еще много дел. До свидания, ребята!!!
Воспитатель: Ребята, давайте скажем осени спасибо и попрощаемся с ней.
Итог. (рефлексия)
Воспитатель: Вы ребята сегодня большие молодцы. Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься.