Просмотр содержимого документа
«Конспект по формированию целостной картины мира в средней группе "Путешествие к дедушке и бабушке в деревню"»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в
средней группе « Путешествие к бабушке и дедушке в деревню» .
Цель: формировать представления детей о живой природе.
Задачи:
- образовательные: формировать представления детей об образе жизни домашних животных и приносимой ими пользе.
- развивающие: расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела животных, имен прилагательных, глаголов, закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях; развивать у детей тактильную чувствительность; развивать пальчиковую моторику, уметь быстро переключаться с одного движения на другое.
- воспитательные: вызвать интерес к животным и желание ухаживать за ними, воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- демонстрационный материал: сенсорное панно «Деревня», картинки «Кто где живет?» и «Кто что ест?»; макеты, обозначающие коровник, конюшню, свинарник, хлев, конуру, дом.
Раздаточный материал: предметные картинки «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», фигурки домашних животных.
1.Орг. Момент:
- Встаньте на лужок и сделайте кружок. Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню Коровкино, в гости к бабушке и дедушке. Угадайте, на чем мы сейчас отправимся в путь.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек –
Лишь оставили дымок. (поезд)
- путь до деревни Коровкино неблизкий, надо вагончикам покрепче зацепиться друг за друга. Положите руки на плечи впереди стоящего. Когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Когда же музыка закончится – поезд остановится (звучит музыка В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон»).
2. Основная часть.
Деревня Коровкино.
- Вот мы и приехали в деревню. Кто помнит, как называется деревня, в которую мы приехали? (Коровкино). Правильно! Какое ласковое слово – Коровкино! Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже встречают (подвести детей к сенсорному панно «Деревня»).
- Вот коровка (дети гладят). Коровка сытая, бока у нее гладкие. А вот и лошадка. Какая она на ощупь? Тоже гладкая. А это кто? (далее дети перечисляют животных, называя их ласково, и определяют на ощупь какие они: козочка и кошечка – пушистые, у овечки шерсть густая и мягкая, у собачки шубка бархатная, а у свинки спинка шершавая).
- Как называют этих животных? (домашние) Почему? (они живут рядом с человеком, человек заботится о них, а домашние животные приносят человеку пользу).
- Кто там в окошко смотрит? (бабушка и дедушка)
- Рад нам дедушка, рада нам бабушка. Стали они нас встречать – молочком, да пирожками угощать.
Угощение (пальчиковая гимнастика)
Ладушки, ладушки
Где были? – У бабушки.
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки
На, Ирочка. На, Ванечка…
Ой, какие горячие!
Подуем на оладушки.
А теперь и кушать можно,
Жуйте, только осторожно!
Та-та-та, та-та-та.
(хлопают в ладоши)
(хлопают сначала правой ладонью по левой, затем наоборот, как будто лепят пирожок и перекладывают его из руки в руку)
(дети протягивают руки, а педагог гладит каждого из детей по ладошкам, как будто дает им оладушки)
(качают головой из стороны в сторону)
(дуют на ладони, не надувая щек)
(артикуляционное упражнение: «жуйте» зубами кончик языка, произнося при этом звуки – [та])
Поручения
- Теперь бабушка и дедушка поручают вам самим поухаживать за домашними животными (ребенок берет картинку с изображением домашнего животного и рассказывает о нем. Первое высказывание делает педагог, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей).
- Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе? (ответ полным предложением).
- Я накормлю козу сеном. А ты, чем накормишь свое животное? (используется рисунок «Кто что ест?»)
- Коза дает молоко. А какую пользу приносит твое домашнее животное? (прикрепляют картинку с животным на доску).
Физминутка.
Бу-бу, (2 прыжка)
Я – рогатый. («рожки» из пальчиков на голове)
Бу-бу, (2 прыжка)
Я – хвостатый. («хвостик» за спиной)
Бу-бу, (2 прыжка)
Я – ушастый («ушки» на голове)
Бу-бу, (2 прыжка)
Очень страшный. («рожки» на голове бодаются)
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
Игра «Чьи же это малыши?»
- У домашних животных есть детеныши. Ждут малыши своих мам. Кошка бежит с охоты – несет мышку своим котятам. Корова возвращается с поля с полным выменем молока. Лошадь везет домой большой воз сена. Выбегают им навстречу малыши, радуются своим мамам.
- Давайте попробуем узнать детенышей домашних животных по голосам:
- Иго-го, - заржал ребенок. Значит это … (жеребенок).
- Му-у, - мычит в хлеву ребенок. Это маленький … (теленок).
- Хрю, - захрюкали ребята. Значит это … (поросята).
- Ме-е, - заблеял вдруг ребенок. Это маленький …(козленок).
- Мяу, - замяукали ребятки. – Узнаёте? Мы … (котятки).
По мере того, как дети будут называть детенышей, педагог показывает соответствующие картинки. Получив ответ на вопрос «Чей это детеныш?», ребенок прикрепляет картинку на доске рядом с «мамой».
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- А где же живут домашние животные? Корова живет в коровнике. Поставьте корову в коровник … и т.д. (лошадь в конюшне, свинья в свинарнике, коза в хлеве, собака в конуре, кошка с хозяином в доме).
Подарки.
- Молодцы, вы очень хорошо ухаживали за домашними животными и поэтому они хотят отблагодарить вас и подарить подарки.
- Вот бидончик молока – кто его подарил? (корова, коза).
- Вот шерстяные рукавички – из чьей шерсти они связаны? (овечьей, козьей).
- Вот сыр и масло – кто подарил? (сыр и масло делают из молока, значит это подарок коровы или козы).
- А сейчас нам пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка. Встаньте друг за другом, идем высоко поднимая колени и громко цокаем языком.
3. Итог.
- Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Где вы были? С кем познакомились сегодня?