Обучающие: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задаче -учить выделять условие, вопрос, решение, ответ.
Развивающие: Логическое мышление, внимания, интерес к предмету, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Место проведения: групповая комната
Материалы: Ширма, куклы: Незнайка, Карточка с примерами, карточки с иллюстрациями к задаче. Столы полукругом, цветные карандаши, мольберт с цифрами.
Ход занятия:
Ребята я приглашаю Вас занять места согласно вашим билетикам, на которых написаны примеры, которые нужно решить. Ответ укажет Вам на номер вашего столика. Считайте и занимайте свои места.
Появляется на ширме Незнайка.
Ребята, мне Незнайка дал задание придумать математическую задачу для коротышек. Я придумал, но боюсь, что они будут опять смеяться надо мной.
Слушайте: (загадка)
Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый. - Правильно? - Это задача?
Дети - Нет.
Незнайка - А почему? Ведь здесь два числа 1 и 1. Мне так говорили надо составлять задачу, должно быть два числа.
Дети с помощью воспитателя объясняют Незнайке, что в задаче должен быть вопрос.
Какой вопрос можно задать к этой задаче?
(Незнайка) Какого цвета гуси?
(Дети) Это неправильно.
Сколько гусей было у бабуси.
Незнайка - А что нужно сделать чтобы ответить на вопрос задачи? Дети - Решить.
Незнайка - Значит у задачи есть что? Дети - Решение.
Незнайка - Я знаю как решить эту задачу, нужно к ним добавить черного гуся и их будет 3.
Дети - Нет. Нужно к 1 белому прибавить 1 серого гуся и будет 2 гуся у бабуси. Незнайка - Это что вы нашли? Дети - Ответ. Появляется Незнайка.
Ребята, я очень рад, что вы рассказали Незнайке что такое задача и как ее нужно решать. Повторите пожалуйста еще раз из каких частей состоит задача:
условие
вопрос
решение
ответ
Физкультминутка. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Один, два - поднялись, Три, четыре - руки выше. Пять - присели Шесть - встали
И попрыгали - семь, восемь, девять, десять.
Воспитатель: Незнайка посмотри, как наши дети умеют сами придумывать задачи. Игрушки: куклы - мышка, обезьянка, деревянные матрешки.
1. У мышки было 6 матрешек. Она дала поиграть обезьянке 3 матрешки. Сколько матрешек осталось у мышки?
Решение: 6-3=3.
Ответ: 3 матрешки осталось у мышки.
2. У мышки 4 матрешки, а у обезьянки 2 матрешки. Сколько всего матрешек у друзей. Решение: 4+2=6
Ответ: у друзей всего 6 матрешек.
(Решение на магнитном мольберте цифрами).
Воспитатель: Незнайка, ты был прав. В задаче есть обязательно 2 числа. Условие задачи, то что уже известно. Но нужен вопрос - это то о чем спрашивается, что неизвестно и что нужно узнать.
Незнайка предлагает детям карточки с наглядной картиной к сложной задачи. Обсуждаем, составляем задачу, записываем на карточке решение и ответ.
Задача на слух:
Пять сорок прилетело на урок. Одна сорока не знала урок Сколько прилежно трудилось сорок?
Итог:
Ребята Мы сегодня научили Незнайку составлять задачи и их решать. Решили сложную задачу на карточке. Решили задачу на слух. Мы молодцы?