Оборудование: плакат с изображением человеческого тела и внутренних органов, карандаши, силуэты человека, магнитофон с записями спокойной музыки, игрушка птичка-воробей.
Предшествующая работа: чтение книг, рассматривание плаката с изображением человека, пазлы «Собери человека из частей».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Настрой детей на работу.
Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся, назовем ласково свои имена.
2. Игровой момент
Заходит Сказительница, в руках несет большое зеркало.
– Здравствуйте ребята! Я очень рада, что снова в гостях у вас. И со мной мое красивое, волшебное зеркало. Пойдемте к волшебному зеркалу и как прежде попадем в сказку. Но сначала отгадайте загадки.
Загадки:
– На земле он всех умней, потому что всех сильней. (Человек) – Всю жизнь ходят в обгонку, обогнать друг друга не могут. (Ноги) – Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы) Вот гора, а у горы две глубокие норы, в этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (Нос) – День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)
3. Сказительница: «Молодцы ребята», а сейчас сядем на наш ковер и … Однажды, в хорошую и безветренную погоду, Чик сидел на ветке березы и наблюдал за своими друзьями в детском саду. Он смотрел сверху и не понимал, как они передвигаются, если у них нет крыльев, как они едят, если у них нет клюва, зачем людям руки и ноги? И тут он решил прилететь к детям в гости и спросить, как устроен человек.
Сказительница: Со мной сегодня пришел Чик. Ребята, давайте расскажем Чику, как мы устроены.
Дети: Давайте.
Сказительница:
– Зачем человеку руки? (Ответы детей: рисовать, лепить, гладить и т.д.) – А нужно ли беречь свои руки, и как? (Ответы детей: мыть, одевать рукавицы, не брать острые и колющие предметы) – Зачем человеку ноги? (Ответы детей: ходить, бегать, прыгать) – А нужно ли беречь свои ноги, и как? (Ответы детей: мыть, надевать теплые носки, носить удобную обувь и по размеру) – Зачем человеку голова? (Ответы детей: смотреть, думать, говорить) – А как мы бережем свою голову? (Ответы детей: моем, надеваем шапки, бережем голову от ударов физических и солнечных) – А из чего состоит туловище? (Ответы детей)
Воспитатель вызывает ребенка и на нем показывает: вот грудь, спина, живот.
4. Работа с карточками, на которых нарисованы части тела
– Все части тела нам необходимы: с помощью рук мы едим, рисуем. Выполняем разную работу, с помощью ног мы можем передвигаться, голова нужна нам, чтобы думать на лице у нас есть глаза, чтобы видеть, уши – слышать, нос – дышать и ощущать запахи. И туловище нам необходимо, так как внутри него находятся органы: сердце, легкие, желудок (показывает на таблице). Видите, как много органов внутри человека и каждый выполняет свою работу: сердце, как насос посылает кровь во все части тела, в желудке перерабатывается пища, легкими мы дышим. Узнать о том, как мы устроены внутри, для чего нужны все органы, поможет нам наука, которая называется – анатомия.
5. Чик проводит физминутку:
Раз – согнуться, разогнуться Два – нагнуться, потянуться Три – в ладошки три хлопка Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть.
6. Сказительница и Чик приглашают детей встать в круг и провести простые опыты:
Воспитатель: Положите руки на левую сторону, послушайте, как стучит сердце.
Дети: Тихо
Сказительница: А если сердцу дать физическую нагрузку?
Сказительница: Присели три раза, попрыгали три раза, послушайте свое сердце? Как оно бьется?
Дети: А теперь сильнее.
Сказительница: А еще у человека есть главный внутренний орган, с помощью которого мы дышим, это легкие.
Сказительница: положите руку на грудь и на живот, и сделаете вдох. При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе сужается.
Дети берут шарики и надувают их, тем самым видят, как работают легкие.
Сказительница: А еще у человека есть желудок, который принимает пищу и перерабатывает ее. И наши клетки получают энергию необходимую для жизни человека. Давайте проведем еще один опыт. Возьмите стакан с водой и маленькими глоточками попейте воду. Что мы чувствуем? Куда попала вода? Дети показывают на желудок.
Сказительница: Правильно дети, вода и пища попадает в желудок, где она переваривается. Чик, теперь ты понял, как устроен человек? И для чего человеку ноги и руки.
7. Продуктивная деятельность.
Сказительница: А давай мы тебе сейчас нарисуем внутренние органы человека, и покажем, как бьется сердце, как мы дышим, куда попадает пища. Все эти органы есть и у тебя Чик, но они намного меньше, чем у человека.
Дети берут силуэты человека, и начинают рисовать на туловище те внутренние органы, с которыми они познакомились (играет спокойная музыка).
8. Итог занятия: Выставка и рассматривание рисунков со схемой человека и внутренних органов.
Воспитатель: Что нового дети вы узнали на занятии о внутренних органах человека? (Ответы детей).