Дети входят в музыкальный зал под музыку . На экране фон осеннего леса , а на полу разбросанные желтые ,красные ,оранжевые листочки.
В: Листопад , листопад ,листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.
Облетели листья с клена , клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится , если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в стихотворении?
Д:Осень.
Почему вы так считаете?
В:По каким приметам вы догадались ,что это стихотворение про осень?
Что происходит осенью?
В: Молодцы, я вижу вы знаете приметы осени . Значит легко справитесь с первым заданием.
В: Представьте , что мы с вами находимся в осеннем лесу, сколько листьев под нашими ногами?
В :Ребята, среди осенних листьев лежат какие-то картинки. Это ветер-проказник разбросал их и времена года все перемешались. Давайте соберем эти картинки. На которых изображена осень вы оставите у себя , а картинку с другим временем года положим в корзинку.
Теперь давайте присядем на нашу полянку и рассмотрим их.
В: Вероника, что изображено на твоей картинке? Когда это бывает?
Д:Осенью.
В:Кристина, какое время года на твоей картинке?
В:Сережа,что ты увидел на своей картинке?
В:Да,осенью листья опадают с деревьев ,птицы улетают в теплые края, идет дождь.
В:Молодцы! А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказ про осень. Нам помогут в этом необычные картинки.
На экране слайд с мнемотаблицей.
Сначала я вам расскажу рассказ, а затем вместе.
Образец рассказа по мнемотаблице: 1)Наступила осень. Солнце греет мало 2) Небо закрыто тучами. Часто идут дожди 3) С деревьев опадают листья . Дуют сильные ветра. 4) Птицы улетают на юг. 5) Люди одевают тёплую одежду.
-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? ( об осени ,о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе , дождике)
-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)
-А что скажем про эту картинку? (птицы улетают в тёплые края)
-А на этой картинке одежда и обувь , что это будет означать?
(люди одеваются теплее, одевают тёплые куртки , шапки, сапоги. Берут с собой зонт , чтобы укрыться от дождя)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.
(дети с воспитателем составляют рассказ по мнемотаблице)
Физкультминутка:
По дороге мы идем
Листья сыплются дождем
Красно-желтый листопад
Обсыпает всех ребят.(Ходьба на месте)
А по небу ходят тучи(Руки вверх)
Не пробьется солнца лучик
Ветер дует с высоты(Взмахи к лицу)
Вянут травы и цветы
Мы к плечам прижали руки
Начинаем их вращать.
Прочь усталость лень и скука
Будем листья собирать (Вращение руками)
Повторяем 2 раза.
В: Ребята, а давайте соберем из упавших осенних листочков букеты . Но с одним условием: каждый букет будет из листьев с одного дерева. (На столе стоят стаканчики, на которых наклеены картинки с деревьями). Клен, дуб, береза, рябина.
В: А, теперь рассмотрим букеты.
- Покажите у кого желтые листочки?
- С какого дерева эти листья? (с берёзы)- Лист берёзы как называется? (берёзовый)
Аналогично дети называют листья клёна, рябины, дуба.
- Как назвать все листья одним словом? Какие это листья? (осенние)А вот посмотрите, эти листья ветер сорвал с деревьев, давайте оденем нашим деревьям красивый наряд. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем овощами листочки. Какие цвета мы будем использовать для рисования листьев осени? ( Ответы детей)
Воспитатель:- Проходите за столы.
Перед вами на столах деревья, ждут вашей помощи, просят чтобы вы переодели их.
Воспитатель:Молодцы! Красивые деревья у вас получились
Итог.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
- Изменилось ли у вас настроение после нашего занятия?
Если настроение хорошее, возьмите солнышко , а если грустное возьмите тучку.