Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи «Ягоды и фрукты» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР»
Организованная образовательная деятельность
Конспект по развитию речи
«Ягоды и фрукты»
для детей среднего дошкольного возраста с ОНР
подготовила
учитель-логопед
Онищенко Н.В.
Задачи:
1. Формировать навык диалогической речи.
2. Уточнить представления детей о ягодах и фруктах.
3. Развивать навыки связной речи, упражняя в составлении предложений.
4. Способствовать развитию словообразовательной функции речи, упражняя в образовании относительных прилагательных.
5. Воспитывать коммуникативные навыки: умение прийти на помощь, дружелюбие, терпение во время ответа товарищей.
6. Совершенствовать мелкую моторику.
Оборудование: разрезанные пополам карточки (10/10 см) с изображением ягод и фруктов (6 шт.),
шапочки - ободки с изображением ягод и фруктов,
Незнайка (игрушка из кукольного театра),
картонные изображения банок с компотами и вареньем из ягод и фруктов, простые карандаши,
листочки бумаги для «наклеек» на банки (5/10 см, 6 шт.),
цветные мелки, наклейки для раскрашивания (6 шт.).
Примечание: артикуляционная гимнастика проводится перед занятием.
План хода организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Дидактическое упражнение «Найди свою половинку».
2. Введение в тему. Дидактическое упражнение «Ягоды-фрукты».
3. Работа по словообразованию. Дидактическое упражнение «Что из чего».
4. Составление предложений. Дидактическая игра «Продолжим сказку». Работа над диалогом в упражнении «Кем будешь ты?».
5. Физкультминутка. Игра « Высоко - низко».
6. Закрепление нового. Дидактическая игра «Исправь ошибку Незнайки».
7. Пальчиковая гимнастика. Упражнение для развития мелкой моторики «Поможем Незнайке».
8. Итог. Дидактическое упражнение «О чём расскажет наклейка».
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Найди свою половинку».
Цель: развитие внимания.
Дети получают половинку картинки с изображением фруктов и ягод, они ищут и занимают то место, где лежит вторая половинка картинки.
2. Введение в тему.
Дидактическое упражнение «Ягоды-фрукты».
Цель: учить задавать вопросы, уточнить представления детей по теме.
По просьбе логопеда дети спрашивают своего соседа, что нарисовано у него.
-Что у тебя нарисовано на картинке? (Яблоко).
- А что у тебя? (Груша, апельсин)
Логопед: - Как это можно назвать, одним словом? (Фрукты)
- А у тебя что нарисовано? (Малина, вишня, земляника).
Логопед:- Как можно назвать их, одним словом? (Ягоды).
Логопед: - Где они растут? ( В саду, на деревьях и кустах)
Логопед: - Что делает мама с ягодами и фруктами? (Варит варенье, компот).
Логопед: - Из фруктов и ягод варят компот и варенье. Как можно назвать, одним словом компот из яблок? (Яблочный)
Логопед:- А варенье из яблок? (Яблочное).
Логопед: - А компот из груш? (Грушевый).
Логопед: - А варенье из груш? ( Грушевое).
Логопед: - Компот из вишни? (Вишнёвый).
Логопед: - Варенье из вишни? (Вишнёвое).
3.Дидактическое упражнение «Что из чего?».
Цель: упражнять в словообразовании.
Логопед: - У вас на карточках ягоды и фрукты. Придумайте, что можно из них приготовить?
Логопеддаёт образец: - У меня на карточке персик. Я приготовлю персиковое варенье. А у тебя что? Что ты приготовишь? (Опрос всех детей). Следить за правильным образованием слов. Помочь при затруднении.
4.Дидактическая игра «Продолжим сказку».
Цель: составление предложений.
Логопед: - А сейчас мы поиграем и придумаем сказку о фруктах и ягодах. (Детям предлагается надеть шапочку - ободок с изображением ягоды или фрукта.) Дети выбирают шапочки.
Я начну сказку, а вы продолжите, расскажете о себе: – В одном саду росли фрукты и ягоды: яблоко, вишня, груша, малина, слива, земляника.
Однажды они завели спор. Яблоко говорит: «Я самый вкусный фрукт. Из яблок варят варенье, компоты, и я - самое красивое. » Как называется варенье из яблок? – Яблочное. Малина говорит: «Я самая вкусная, сладкая, красивая ягода. Из ягод малины варят компоты и варенье». Как называется компот из малины?– Малиновый. Затем в спор вступили другие ягоды и фрукты…
–Кем будешь ты? (Ребёнок называет выбранный плод). Что ты скажешь о себе? Какой ты? Что можно приготовить из… ( Опрос всех детей).
У логопеда в руках появляется кукла Незнайка.
Логопед:- В это время проходил мимо Незнайка, увидел, что ягоды и фрукты о чём-то спорят, прислушался, и говорит: «Не спорьте, ягоды и фрукты. Все вы очень вкусные, красивые, сладкие и полезные. Давайте дружить и вместе играть».
5. Физкультминутка. Игра « Высоко - низко».
Цель: развитие внимания.
Логопед: – Все вы растёте в саду - фрукты на деревьях, высоко, а ягоды на кустах низко. Я буду называть фрукты и ягоды, а вы слушайте внимательно – если я назову фрукт – поднимайте руки вверх, повыше, а если ягоду – присядьте. (Внимательные дети поощряются Незнайкой .)
6. Закрепление изученного материала.
Игра «Исправь ошибку Незнайки».
Цель: упражнять в словообразовании
Логопед: – Посмотрите, ребята, Незнайка сварил варенье и компоты из ягод и фруктов, каждую банку хотел подписать, но что–то запутался, и просит вас помочь.
Покажи, нам, Незнайка, что ты приготовил.
Незнайка из сундучка достаёт изображения банок с компотами из яблок, груш, абрикос, и с вареньем из вишни, малины, клубники. Незнайка: - Я сварил из яблок ... малиновый компот.
Логопед – Ой, ребята, Незнайка ошибся! Какой получится компот из яблок? Дети исправляют: - Из яблок получится яблочный компот. Незнайка продолжает путать названия, а ребята ему помогают исправить.
За верные ответы дети получают трафарет ягоды или фрукта (или готовую наклейку для раскрашивания).
7. Упражнение для развития мелкой моторики «Поможем Незнайке».
Логопед: - Давайте, ребята, поможем Незнайке сделать наклейки для его заготовок, чтобы зимой он их не перепутал.
Пальчиковая гимнастика. Сначала разомните пальчики:
Раз, два, три, четыре пять!
Будем пальцы разминать!
Мы Незнайке поможем
Заготовки подписать!
Дети ритмично сжимают- разжимают пальчики, затем растирают ладошки. Готовы?
- Для яблочного компота что нарисуем? (Или раскрасим.)
-Для яблочного компота нарисуем яблоко. (Добиваюсь полных ответов у сильных детей в подгруппе.)
-У кого яблоко? – Обведи (или раскрась.) Опрос всех детей
Дети обводят трафареты простым карандашом. (Или раскрашивают цветными мелками.) Во время выполнения следить за осанкой. Незнайка поощряет аккуратно работающих детей.
8. Итог
Дидактическое упражнение «О чём расскажет наклейка».
Цель:
Логопед. – Что вы изготовили? ( Наклейки.) Каждая наклейка рассказывает о том, что находится в банке- варенье или компот, из чего они приготовлены.
-Для чего твоя наклейка? (Первым логопед опрашивает слабого ребёнка, помогая ему сформулировать ответ.) - Для яблочного компота.
-Спроси своего соседа, для чего его наклейка? (Логопед помогает детям при затруднении в составлении вопроса или ответа.) Опрос всех детей. Поощрение Незнайкой правильных ответов.
Наклейки раскрашиваются и наклеиваются детьми под руководством логопеда в группе, куда приглашается Незнайка. После чего Незнайка просит ребят поместить заготовки на выставку поделок.
Во время занятия следует следить за осанкой детей, за правильным дыханием заикающихся ребят, за правильным произношением поставленных звуков, помогать по необходимости строить диалог.
Список использованной литературы.
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.- Мозаика - Синтез- М.2006
2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2005
3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 448 с.