Просмотр содержимого документа
«Конспект по рисованию на тему «Филимоновская лошадь». Средняя группа.»
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность. Рисование
Тема. «Филимоновская лошадь»
Задачи:
Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки – лошади, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленые и красные)
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (народное декоративное искусство) как основе развития творчества.
Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Демонстрационный материал. Глиняные филимоновские игрушки и картинки с их изображением (барышни, солдаты, лошади, олешек, баран, птицы); образцы элементов филимоновской росписи.
Раздаточный материал. Вырезанные из желтой бумаги силуэты дымковских лошадок, фломастеры или цветные карандаши.
Содержание игровой образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап).
Филимоновская игрушка
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Основная часть.
Воспитатель показывает филимоновские игрушки, наглядный материал.
- Вот такими игрушками известна тульская деревня Филимоново. Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам. По легенде, деревня была названа в честь деда Филимона – мастера гончарных дел и игрушечника. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки.
Эти игрушки сделаны из глины. Все филимоновские игрушки удлиненные и вытянутые. Но не за счет ног — эта игрушка крепко стоит на земле. Куколки и животные филимоновских мастеров подрастают в других местах: у одних — длинная шея, у других — талия. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки.
У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.
Дети подходят к картинкам игрушек (по желанию) и рассматривают.
Воспитатель: Что на них нарисовано? .
Воспитатель: какого они цвета? Ответы детей.
- Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут специальные акриловые, чтобы получились яркие, летние, солнечные цвета - жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые традиции.
А вы бы хотели стать филимоновскими мастерами? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами будем рисовать, а чтобы узнать, что именно будем рисовать, отгадайте загадку!
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-Цок», - копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину- прокачу!
Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и превратимся в народных мастеров
Через поле во лесок. (Пальцами обеих рук барабанить по столу.)
У моей лошадки грива (Правая ладонь на ребре (голова), большой палец направлен вверх (ухо). Кисть другой руки кладётся на «голову», свисающие пальцы образуют гриву. Большие пальцы скрещиваются (два уха).)
Вьётся по ветру красиво. (Шевелить пальцами левой руки (грива колышется).)
Крикнет лошадь: «Иго – го!» - (Отодвинуть мизинец правой руки вниз от безымянного пальца.)
И умчится далеко. (Пальцами обеих рук постучать по столу.)
Предлагаю детям стать филимоновскими мастерами и раскрасить силуэты лошадок чередующимися полосками красного и зелёного цвета.
Самостоятельная деятельность детей.
- Посмотрите ребята, какие замечательные лошадки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?
Рефлексия.
- Давайте рассмотрим ваши чудесные работы.
Ребята, вы все большие молодцы! Подскажите мне, какие ещё игрушки делали мастера и мастерицы в деревне Филимоново?
- На память о нашем занятии, возьмите своих лошадок себе на память.