1) Познакомить детей с новым муз. произведением и творчеством Д. Шостаковича; 2) Вызвать эмоциональный отклик; 3) Выяснить целостную реакцию на характер; 4) Закрепить детские впечатления и подвести к запоминанию | Объяснительно- демонстрационный метод: Вступительное слово Выразительное исполнение Беседа Повторное исполнение | -Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Шарманка». Его сочинил советский композитор Д.Д. Шостакович (показываю портрет).Он жил и работал в нашем городе и написал очень много серьезной и красивой музыки. Особенно стала знаменита его Ленинградская симфония, которую он написал в тяжелый период для нашего города. Эта музыка поддержала людей, дала им силы и помогла победить в этой войне. А для детей он написал очень много хорошей музыки. И мы познакомимся с одним из них. Шарманка- это музыкальный инструмент. Крутишь ручку- раздается музыка. Много лет назад с помощью шарманки обучали птиц пению. Очень давно на ней играли бедные люди и зарабатывали деньги, веселя людей своей игрой. Шарманка всегда играет разную музыку. Она может быть веселой,грустной, спокойной. А какая музыка у этой шарманки? Послушайте внимательно и скажите. (выразительное исполнение) -Какая была музыка? - (ответы детей) - Правильно. Музыка радостная, легкая, задорная. А почему она такая? - (ответы детей) -У шарманщика было очень хорошее настроение, и в этот день светило солнце. И поэтому шарманка играла радостную музыку. Вам понравилась эта музыка? - (ответ) - Давайте еще раз послушаем. (повторное исполнение) - Как называется произведение? - Шарманка! - А кто его сочинил? - Д.Д. Шостакович |
1) Вспомнить произведение, узнать по муз. фрагменту; 2) Вызвать эмоциональный отклик; 3) Выяснить характер в целом и проследить как музыка менялась в целом; 4) Вспомнить композитора; 5) Учить творчески высказываться о произведении | Объяснительно- демонстрационный метод: Вступительное слово Выразительное исполнение Беседа Повторное исполнение | -Ребята, сейчас мы узнаем кто был на прошлом занятии самым внимательным. Что это за произведение? Как оно называется? (исполнение фрагмента) -Шарманка! - Верно. Какая музыка была по характеру? - (ответы детей) - Правильно, музыка легкая,веселая,игривая. А кто сочинил это произведение? - Д. Д. Шостакович -Правильно. А помните в сказке «Золотой ключик» папа Карло (папа Буратино) играл на шарманке? Он веселил людей своей игрой. Сейчас я сыграю еще раз это произведение. Послушайте, какой характер у музыки. Всегда ли характер был одинаковый? (исполнение целиком) - Какая была музыка? Всегда ли она была одинаковой? - (ответы детей) - Правильно. Музыка была радостная, затем легкая и нежная, потом снова радостная, а в конце немного грустная. Ребята,как вы думаете, почему Д.Д. Шостакович назвал это произведение «Шарманка»? -(ответ) - Потому что в сопровождении музыка постоянно повторяется потому что шарманка-это механический инструмент(исполняю только аккомпанемент). При вращении ручки издается музыка. Так же еще музыка звучит высоко и звонко. -Ребята, как называется произведение? - Шарманка! - А кто ее сочинил? - Д. Д. Шостакович |
1) Вызывать эмоциональный отклик; 2) Закрепить муз. форму; 3) Вспомнить композитора и муз. произведение; 4) Вызвать эмоциональный отклик; 5) Подвести к запоминанию и закрепить материал | Объяснительно- демонстрационный метод: Вступительное слово Выразительное исполнение Беседа Повторное исполнение | - Ребята, напомните мне, с каким композитором мы познакомились на прошлых занятиях?(показываю портрет) - С Д. Д. Шостаковичем -А какое произведение мы слушали?(если дети не отвечают, то исполняю фрагмент, или показываю иллюстрацию, или вспоминаю сказку «Золотой Ключик») - Шарманка! -Правильно! Послушайте, какой характер у музыки. Всегда ли характер был одинаковый? (исполнение целиком) - (ответ) -Всегда ли музыка была одинаковой? -(ответ) -Правильно. Музыка была радостная,звонкая. А почему она была такая? -(ответ) -Да,потому что у шарманщика было хорошее настроение,светило солнце,была хорошая погода. Поэтому музыка была радостная. А затем легкая и нежная (исполнение фрагмента). Почему музыка стала нежной, ласковой? -(ответ) - Да, шарманщик наверное вспомнил что-то хорошее (или запел песню, а шарманка ему подыгрывала). А потом музыка снова стала задорной и радостной. А что случилось дальше? Послушайте внимательно (исполнение фрагмента) - (ответ) - Шарманка остановилась, завод закончился. Давайте послушаем музыку еще раз (повторное исполнение) - Как называется произведение? - Шарманка - Кто его сочинил? - Д. Д. Шостакович |