Просмотр содержимого документа
«Конспект Путешествие в прошлое: крепости и богатыри»
Занятие №23
«Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри»
Тематическая беседы для детей 6-8 лет «Русские богатыри»
Беседа №1
Дорогие ребята! Видели ли вы картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? Давайте вспомним, кто изображен на ней.
Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной — дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато-серые тучи.
Послушайте стихотворение.
Три богатыря
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
♦ Знаете ли вы, как зовут богатырей?
В самом центре картины на могучем коне — богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское?
(Илья Муромец — самый любимый, родной и близкий сердцу русского человека богатырь. Недаром о нем в народе говорили: «Как одно на небе красно-солнышко, один на Руси Илья-Муромец». Илья Муромец — ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, герой, славившийся своими подвигами, защитник земли русской. Предполагают, что это был реальный человек. Его гробница до сих пор сохранилась в Киево-Печерской лавре.
По одной из былин великий богатырь Святогор, умирая, передал Илье Муромцу свой заветный меч-кладенец.)
Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь — Добрыня Никитич.
(Добрыня Никитич — сподвижник, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях и поет. В былинах и сказаниях Добрыня Никитич не только храбрый защитник Отечества, но и носитель народной культуры. Его прообразом историки считают родного дядю князя Владимира.)
А по левую руку от Ильи — самый юный из богатырей — Алеша Попович.
Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.
(Алеша Попович — веселый, жизнерадостный и храбрый богатырь.
Врагов он поражал не только силой, но и умом, хитростью и отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к ее врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси. Прообраз Алеши Поповича — сын ростовского священника Александр Храбр.)
Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.
Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог. Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне калики перехожие, подошли к избе Ильи и постучали в окошко.
— Отвори нам, добрый молодец, дверь, устали мы с дороги, дай нам водицы испить.
А Илья им отвечает:
— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.
А калики не уходят, и все просят Илью в избу их впустить.
Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в дом.
А калики перехожие и говорят ему:
— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.
— Да я не смогу!
— Иди, иди! Сможешь!
Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.
— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему калики.
Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать ни пером описать!
— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.
Простились и ушли калики, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.
С той поры стал он помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать. Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.
Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах. И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.
Попросил богатырь благословения у родителей на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.
А вот что рассказывается в былинах о другом богатыре — Добрыне Никитиче.
Пригожий, умный мальчик рано потерял любимого отца. Растила Добрыню матушка — Мамелфа Тимофеевна.
В 12 лет Добрыня почувствовал в себе силу молодецкую. Оседлал он доброго коня и поскакал в чистое поле, искать подвигов богатырских. Поехал Добрыня к высокой горе. Там в глубокой пещере жил Змей Горыныч со своими змеенышами. Часто летал он на русские города, из раскрытой пасти его сыпались искры и вырывалось пламя. Многих он погубил, а других в плен взял.
День стоял летний, жаркий. Захотел Добрыня искупаться в Пучай-реке, слез с коня, снял платье богатое и поплыл по реке. Пучай-река тихой
была, спокойной. Вдруг откуда ни возьмись налетела косматая черная туча, загремел гром, засверкали молнии. Огромные волны поднялись.
Налетел страшный двенадцатиголовый Змей Горыныч и захохотал, закричал:
— Ага! Попался, Добрыня! Задушу тебя, да и съем!
Добрыня не растерялся, нырнул и поплыл под водой. Выбрался на берег, а там ни коня, ни оружия, лишь шапка, жемчугами шитая, валяется. Схватил он шапку, набрал в нее песка да как швырнет в Змея — и отшиб ему двенадцать голов. А потом потоптал всех змеенышей и выпустил из темниц пленников.
Послушайте, ребята, про самого юного богатыря — Алешу Поповича. Прозвище свое Алеша получил потому, что был поповским сыном. Его отец — священник из города Ростова.
Рано научился Алеша на коне скакать, мечом да палицей владеть. Как-то попросил он у отца благословения на путь-дорогу. Хотел он к морю- океану поскакать, гусей-уточек пострелять.
Ехал он, ехал с утра до вечера и доехал до распутья трех дорог. Лежит посредине камень, а на нем высечена надпись: «Одна дорога в Муром ведет, другая — в Чернигов, а третья — в Киев-град».
Подумал Алеша, подумал и решил в Киев ехать, к князю Владимиру Ясное Солнышко.
Приехал он на княжий двор и повстречал там Змея Тугарина. Князь коварному Змею почести оказывает, на лучшее место сажает. А Змей целые караваи проглатывает да полным ведром меда запивает.
— Что за невежа неотесанный к тебе, князь Солнышко, на пир попал? — спросил Алеша.
Принесли на стол блюдо с белым лебедем, взял Тугарин его за шею и разом проглотил. Алеша Попович снова говорит:
— Князь Солнышко, где это видано, чтобы гость по целому лебедю враз проглатывал?
Разозлился Тугарин и бросил в Алешу свой кинжал, да не попал!
— Будем завтра с тобой смертным боем биться! — сказал Змей Алеше да и вылетел в окно.
На другой день вышел Алеша Попович в чистое поле и срубил Змею буйную голову, привязал к седлу и привез князю. И остался в граде Киеве служить верой и правдой народу.
Ответьте на вопросы
1. Каких русских богатырей вы знаете?
2. Расскажите об Илье Муромце.
3. Расскажите о Добрыне Никитиче.
4. Расскажите об Алеше Поповиче.
5. Объясните пословицу «Кто наступит на землю русскую — оступится».
Беседа №2
Дорогие ребята! Вы познакомились с тремя былинными богатырями — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Узнали об их подвигах из любви к родной земле.
Но были и другие герои.
Святогор — могучий богатырь, в былинах о нем говорится, что ростом он «выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее». Образ Святогора — воплощение могучей исполинской силы, которую если разбудить, она способна будет на великие дела и подвиги.
Микула Селянинович — древний русский богатырь, связанный с землей-матушкой. Он крестьянин-труженик, пахарь, созидатель. Этот богатырь олицетворял в народных былинах величие крестьянского труда.
Авдотья Рязаночка. В былинах созданы и образы женщин-патриоток. Это может быть старушка-мать, благословляющая сына-богатыря на бой, или преданная жена, оберегающая домашний очаг. Авдотья Рязаночка — волевая, непреклонная в достижении своей цели, мудрая и скромная русская женщина, спасшая своих соотечественников из вражеского плена.
Еще об одном богатыре послушайте, пожалуйста, поэму, написанную по мотивам русской народной сказки.
Никита Кожемяка
Тихо Осень бредет по жнивью,
Нижет капли на паутинки,
Осторожно подходит к жилью
И стоит у крыльца на тропинке.
Видит Осень: крестьяне с полей
Убирают снопы за рекой,
Провожают на юг журавлей
И, прощаясь, им машут рукой.
Видит Осень, как ребятня
На лужайке играет в лапту.
А березка грустит у плетня,
Золотую роняя листву.
Молодица крутою тропой
С коромыслом идет за водой.
День погожий.
Прозрачно, светло,
Мирно дремлет родное село.
Вдруг откуда-то черная тень
Высоко над землей поднялась,
Заслонила сияющий день,
Словно вихрь, над селом пронеслась.
То над светлым простором полей
Пролетел огнедышащий Змей.
У него семь огромных голов,
Искры сыплют раскрытые пасти
Растерзать Змей любого готов,
Нет спасенья от лютой напасти!
Молодицу он мигом схватил
В поднебесье с добычею взмыл!
Бабы машут руками, кричат,
Слезы капают малых ребят.
Камни, колья летят Змею вслед,
Змей Горыныч хохочет в ответ:
— Не боюсь ни воды, ни огня,
Чешуя у меня, как броня,
Камни, колья — мне все нипочем,
Не пробить ни копьем, ни мечом!
Много красных девиц я сгубил,
Много кровушки русской попил,
Вот осталася царская дочь,
И никто ей не сможет помочь!
На холмах, над рекою привольной
Город Киев раскинулся стольный.
Стали жители думать-гадать
Как царевну от Змея спасать.
— А пойдем-ка мы в лес золотой
И отыщем там терем резной.
В этом тереме Осень живет,
Встречи с зимушкой снежною ждет.
Обошла Осень весь белый свет,
У нее мы попросим совет.
Терем пестрый бояре нашли,
Поклонились до самой земли:
— Златокосая Осень, скажи,
Как нам царскую дочку спасти,
Как Горыныча нам извести?
Вышла Осень-краса на крыльцо,
Обернула к боярам лицо,
Как у павы, у Осени шаг,
И сказала премудрая так:
— Где полей бесконечная ширь
Средь еловых лесов и дубрав,
Там живет великан-богатырь.
Знаю я его ласковый нрав.
Сердцем добрый, душою открытый,
А зовут Кожемяка Никита.
Змей поганый его сторонится,
С ним одним он боится сразиться!
Кожемяка — сильнее, чем Змей,
Он отважней его и умней.
К Кожемяке пошли на поклон,
Удивился несказанно он:
— Чем помочь вам, скажите, могу?
Я ведь кожи ломаю и гну.
Я работой своею доволен,
Но, поверьте, я вовсе не воин!
— На Руси ты храбрей всех, сильнее,
Нас спаси от проклятого Змея!
Кожемяка в ответ: — Не могу,
Я ведь кожи ломаю и гну,
У меня очень много работы.
Мне сражаться идти неохота!
Шью из кож я тулупы и шапки,
Ведь зима — это вредная бабка!
Заморозит, застудит всех вас,
Лютым ветром и снегом обдаст!
Потому не могу я помочь
Вам спасти раскрасавицу дочь
Самого самодержца-царя.
Не теряйте вы времени зря!
Змей Горыныч царевну унес,
Посадил на высокий утес —
Окружил ее мощной стеной —
Хочет сделать царевну женой!
Снова к Осени люди пришли:
— Что нам делать, родная, скажи!
Плачут в избах у нас малыши,
Змей становится злее и злее,
Наши села совсем опустели.
Он и малых и старых сожрал,
Кости их по земле разбросал.
Молвит Осень:
— Возьмите детей,
Потерявших своих матерей,
Да ведите скорей к Кожемяке,
Их увидев, он тут же размякнет,
Пожалеет несчастных сирот
И со Змеем сражаться пойдет!
Так и вышло. Собрали детей,
Привели их к Никите скорей.
Он их слезы и жалобы слушал,
И они его тронули душу:
— На свою, на его ли беду
Я проклятого Змея найду!
Оторву я ему семь голов,
С ним сразиться я нынче готов!
Он к высокой горе подошел,
Здесь он логово Змея нашел.
Стал он кликать поганого Змея:
— В поединке сразимся скорее!
Долго прятался Змей и молчал,
Наконец жарким пламенем стал,
Взвился Змей, словно демон крылатый.
Чешуя его тверже, чем латы.
Золотая корона на нем.
Сыплет искры, пылает огнем.
Бьет хвостом он, рычит и шипит.
Дым клубами за Змеем летит.
Но Никита его не боится:
— Ишь летает поганая птица!
Стал он Змея ломать да душить,
Стал змеиные головы рвать
И ногами терзать и топтать.
Змей взмолился:
— Никита, постой!
Лучше Русь мы разделим с тобой.
До небес возведем мощный вал,
Чтоб он землю твою прикрывал!
Но тверда у Никиты рука!
Зашатались реки берега.
Змея бросил с обрыва в волну,
И пошел Змей Горыныч ко дну!
Обагрилася кровью река,
Залила и поля и луга,
И пришел тут злодею конец;
Победил его наш молодец,
Сердцем добрый, душою открытый
Богатырь Кожемяка Никита!
Тут пошел Кожемяка к пещере,
Стал ломать он тяжелые двери,
Сбил крюки, и замки, и засовы.
Люди стали свободными снова!
На высокий поднялся утес,
В Киев стольный царевну принес,
Дочь родную вернул он царю.
Слава русскому богатырю!
♦ Кто летал над землей и уносил людей?
♦ У кого люди спросили совета, как победить Змея Горыныча?
♦ К кому обратились бояре с просьбой победить Змея?
♦ Почему Никита Кожемяка вначале отказался сразиться со Змеем?
♦ Кто уговорил Никиту сразиться со Змеем?
♦ Кого освободил Никита?
♦ Каким вам представляется Никита Кожемяка?
Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»
Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
ПОСЛОВИЦЫ ПРО РУССКИХ БОГАТЫРЕЙ
Богатырь умрет, имя его останется. Славна богатырями земля русская. Богатыря узнаешь на поле брани. Богатырская рука однажды бьёт. Богатырь – от силы, красноречивый – от мудрости. Богатырь умрёт – слава его воюет. Русь — богатырская. Не родом богатырь славен, а подвигом. Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного. Славна богатырями земля русская. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Плеча могучие, широкие, молодецкие, богатырские. Не родом богатырь славен, а подвигом. Русский человек добро помнит. Русский в словах горд, в делах твёрд. Кто на свою силу надеется — не угрожает. Каждый сам себе богатырь. Ешь больше, богатырем будешь. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется. Горе-богатырь: пьян с вина на алтын. Головой думай, а силой борись. Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
ПОСЛОВИЦЫ К БЫЛИНЕ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается. Если по-русски скроен, и один в поле воин. Воином быть — народу служить. Головой думай, а силой борись. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Всякому мила своя сторона. Где кто родится, там и пригодится. Дома и стены помогают. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит. Кто смел, тот на коня сел. Храбрый побеждает, а трус погибает. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Не родом богатырь славен, а подвигом. Не силою дерутся, а умением. Всяк молодец на свой образец. На смелого собака лает, а трусливых — кусает. Сам не дерусь, а семерых не боюсь. Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы.
Игротекапо теме«Богатыри Земли Русской»
Эстафеты
«Меткий стрелок»
Нужно попасть в корзину мячами с расстояния 1,5 м.: у каждого капитана по 3 мяча, бросают их по очереди. Кто точнее?
«Сбей богатыря с коня».
«У каждого богатыря был конь. Нужно на скаку сбить товарища подушкой с боевого коня. Кто первый не удержался тот и победил».
«Кто больше соберет камней»
Первый богатырь берет 1-й камень и кладет его в корзину, возвращается назад, передает эстафету следующему и т.д.,побеждает та команда, которая больше собрала камней.
«Забрось палицу в логово Соловья разбойника»
Дети берут «палицу» бегут между кеглями, бросают ее в кольцо и возвращаются в свою команду. Та, команда, у которой больше попаданий побеждает.
«Перетяни богатыря»
Дети в роли богатырей встают напротив друг друга у черты, берутся за руки, другая рука должна быть за спиной, стараются перетянуть друг друга за линию. Тот богатырь, который первый переступил черту, проигрывает.
Подвижные игры
«Чья дружина быстрее соберется?»
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. По сигналу воспитателя все играющие начинают ходить, по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «дружина стройся» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке «смирно». Воспитатель отмечает, какая дружина собралось первой.
«Выручай!»
Дети стоят в кругу лицом в центре. Два ребёнка, выбранных заранее, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребёнок не успеет встать, её поймают. При повторении игры выбирают следующую пару детей.
«Не попадись».
На полу чертят круг (или выкладывают из шнура). Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте. Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого водящий дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.
Дидактические игры
«Угадай о ком говорю»
Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.
( На карте портреты богатырей под цифрами. У детей цифры на столах. Отгадайте, о ком идет речь и поднимите ту цифр)
Вопросы:
1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)
2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)
3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)
4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)
(Вольга Всеславьевич)
5. Какому богатрю передал Святогор свой меч – кладенец? (7) (Илья Муромец).
«Назови и объясни».
Цель: помочь детям узнавать и называть, что изображено, и дать определение этому предмету. Воспитывать любознательность.
Дети выбирают любую карточку и объясняют, что на ней изображено:
шлем - защитный головной убор воина
кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец
меч - старинное боевое оружие воина
топор
булава
дружина - боевой отряд князя
конь – боевой друг богатыря.
щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.
копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.
«Подбери слова»
Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.
3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)
4. Сильный (могучий, богатырский)
5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)
1. Смелый, как воин
2. Храбрый, как солдат, защитник
3. Могучий, как богатырь, дуб
4. Сильный, как силач
5. Чёрный, как ворон, конь
Игра «Да - нет»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».
Наша родина сильна (да) И у нас она одна (да) На Руси богатыри есть (да) Им всегда хвала и честь (да) Илья Муромец герой (да) Он был самый молодой (нет) Соловья он победил (да) Из автомата подстрелил (нет) Алеша Попович тоже герой (да) Он сильный, смелый, молодой (да) Карабаса в бою победил (да) На танках боролись богатыри с врагом (нет) Они воевали с мечом и копьем (да) Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет) Он змея сумел победить своей силой (да) Гордимся мы нашими богатырями (да) Хотим ли быть такими же сами (да)
«Собери богатыря в поход»
Цель: упражнять в умении выделять характерные детали одежды, доспехов и вооружения богатыря. Воспитывать интерес к предметам одежды наших предков.
Детям дается изображение богатыря, доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря и обосновать свой выбор.