-Добиваться четкого произношения шипящих и сонорных звуков.
-Подбирать однокоренные слова и слова – признаки.
-Учить обобщению и классификации природных явлений.
-Составлять предложения по ключевым словам, проводить звуко-слоговой анализ слов.
-Работать с мнемотаблицами.
-Учить детей определять, что вредно и полезно для жизни на земле.
Развивающие:
-Развивать активный словарь детей, монологическую речь.
-Развивать умение ориентироваться на глобусе, карте; понимать условные обозначения.
-Внимательно слушать художественное произведение и объяснять его смысл.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, желание заботиться о ней.
-Поддерживать интерес и желание экспериментировать с водой, воздухом и делать логические заключения.
-Поддерживать интерес у детей укреплять и беречь своё здоровье.
Предварительная работа: наблюдение за водой в ручье, кране, замороженной водой – льдом.
Материал и оборудование:глобус, карта, текст сказки «Спор», мнемотаблицы, ёмкости с водой, трубочки, льдинки, дорожка здоровья, подушки, картинки, карандаши, карточки.
Ход
- Ребята, о чём бы вы хотели сегодня поговорить? (ответы детей)
«Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!»
Ребята, посмотрите, что это? (показывает на глобус)
Дети: Это глобус.
-Правильно! Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом – это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Весь наш земной шар окружён оболочкой из воздуха. Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух?
Дети: Воздух нужен, чтобы дышать. Воздух нужен, чтобы жить. Без воздуха
погибнет всё живое на земле.
-Правильно, ребята! Как вы думаете, зачем нам нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы купаться. Без воды мы не сможем жить. Вода нужна, чтобы пить её. Вода нужна, чтобы умываться, не ходить грязными.
-Правильно, ребята! Что вы думаете о Солнце, какое оно?
Дети: Солнце очень большое. Солнце очень яркое. Солнце горячее. На солнце никто не живёт.
-Молодцы, верно, ребята! А как вы думаете, зачем нам нужно Солнце?
Дети: Солнце нужно, чтобы греть. Солнце нужно, чтобы светить. Солнце нужно, чтобы жить…
-Правильно говорите, ребята! Послушайте, пожалуйста, сказку, которая называется «Спор»
Рассказывание сказки «Спор» c демонстрацией иллюстраций
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» растения им ответили: «Без воды не проживешь. Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! — добавили растения. — Он нам нужен для того, чтобы дышать. Обрадовался воздух: «Я самый важный» Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали тоже самое. Услышало солнце их спор и удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда растения, и животные, и люди.
Погибнет все живое» и решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и свет.»
- А вы согласны? (ответы детей)
- предлагаю поиграть в игру «Скажи 1-м словом»
Воздух в горах? (какой?) – горный, у моря? – морской, в лесу?-лесной, в степи? – степной.
- Где воздух чище в горах или в городе? Почему?
- Какой вкус у воды? – пресный. Если добавить соль – соленая, сахара - сладкая, щепотку перца – перцовая, лимонной кислоты – лимонная, кислая.
- Какой вывод можно сделать? Воздух легче воды, пузырьки воздуха подымаются из воды вверх.
- Приглашаю в путешествие по географической карте.
- Что изобразил художник синей-голубой краской? Желтой? Зеленой? Белой?
- Кто живет на Северном полюсе? Почему людей тоже иногда называют моржами? Предлагаю превратиться в сказочных моржей, снимем обувь и позанимаемся на дорожке здоровья, представим, что это снег и лёд (ходьба по коврикам Кузнецова, мешочкам с фасолью, горохом, ребристой доске, пробкам и др.)
- Какие у вас ощущения? Вы слышите, подул холодный ветер. Какой звук поможет выдох сделать прохладным? (Дыхательная гимнастика со зв. [ C]).
- Стало прохладно. Давайте потопаем, согреемся. (Дыхательная гимнастика: вдох носом – руки разводим, выдох – самомассаж кистями рук плечевых – локтевых суставов 5-6 р.)
- Ребята, напомните правила дыхания в холодное время года. Дети показывают: (нос-вдох –нос-выдох, нос-вдох-рот выдох)
- А теперь давайте согреем руки (самомассаж рук – потереть внутр. и внешнюю стороны кистей рук).
- Какой звук согреет наши ручки? (Дыхательная гимнастика со зв. [Ш]
- Прошагайте слово: ЛЁД. Сколько слогов?
-Прохлопайте слово: СОЛНЫШКО. Сколько слогов? Какой 1-й звук? Последний?
Где находится звук [Ш]?
- Составьте предложения со словами: природа, планета Земля, закаливание.
- А как правильно начинать закаляться быстро или постепенно? Почему?
- Я принесла вам коробочку, попытайтесь определить, что там ( дети тарахтят, трогают ладонями). Определяют, что, скорее всего это лёд.
- Предлагаю закалить наши ручки (прямые и круговые движения по ладоням, пальчикам кусочками льда).
- У людей, которые укрепляют своё здоровье, закаляются, дружат со спортом, есть девиз.
Прочитайте его по мнемотаблице:
Дети: – Солнце, воздух и вода – наши лучшие/верные/ друзья.
Работа со схемами у доски. (Свойства воды. Свойства воздуха. Свойства солнца)
Работа над проектами (самостоятельно)
Дети обводят красным цветом то, что вредит здоровью человека и для всего живого, а зеленым цветом то, что приносит пользу для здоровья человека.
- Что вам больше всего понравилось сегодня выполнять?