Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ специально организованной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В лаборатории Почемучки»»
КОНСПЕКТ
специально организованной
познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
Тема: «В лаборатории Почемучки»
Цель. Расширять и актуализировать знания о воде и ее свойствах, вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи.
• Развивать интерес к экспериментированию, познавательную активность, любознательность, внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы, воображение, мелкую моторику кистей рук, речь детей.
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды, активизировать и обогащать словарь по теме.
• Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения во время работы в микрогруппах (пары).
Дети находятся в группе. Раздаётся стук в дверь. Заходит мальчик.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, у нас гость. Как тебя зовут?
Мальчик – Почемучка (в руках надувной глобус).
Воспитатель - Что ты принес?
Почемучка – Мяч. Я со своими друзьями играю им в футбол.
Воспитатель – Дети, кто из вас знает, что это такое?
Дети - Это глобус.
Воспитатель - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Почемучка – Действительно, это не обычный мячик. А я думаю, что это за картинки нарисованы? (рассматривает). А почему здесь так много синего цвета?
Воспитатель – Дети, как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей)
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети - Животным, растениям, человеку.
Воспитатель - Правильно, без воды нет жизни на земле.
Почемучка – А что человек делает при помощи воды?
Дети - Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель - Молодцы. Совершенно верно
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Почемучка – Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в мою волшебную лабораторию. Лаборатория - это место, где проводят разные опыты. Мы с вами будем проводить опыты с водой.
Воспитатель - Я предлагаю вам стать учеными, и мы с вами будем проводить опыты по исследованию воды. Подтвердим то, что мы о ней знаем. Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Оденьте, пожалуйста, фартуки и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель – Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила поведения во время занятий с водой. (Закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания).
Опыт №1. Перед вами два стаканчика. В одном – вода, а другой – пустой. Хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?
Почемучка и дети переливают воду.
Воспитатель– У всех получилось? А, что происходит с водой?
Дети– Вода льется.
Почемучка – Почему?
Дети– Потому, что вода жидкая.
Воспитатель– Правильно. Воду можно налить во что-то или перелить.
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт №2.
Воспитатель– Итак, мы проверим, есть ли у воды запах.
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? (ответы детей).
А в этот стаканчик я кое-что добавила. (капнуть сок лимона). Чем теперь пахнет? О чём рассказал вам носик?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Почемучка – Вода сладкая.
Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
Опыт №4.
Воспитатель - А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Один ребёнок и Почемучка выполняют это задание).
Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель– Ребята, вы устали? Давайте немного поиграем. Вы превратитесь в маленькие капельки - капитошки.
Физкультминутка.
Мы капитошки - капитошки (руки на поясе, ноги широко расставлены)
Мы - капельки воды
Мы прыгаем по травке (прыгают на двух ногах)
С жуками мы дружны (кружатся)
Мы дарим всем улыбки (улыбаются друг другу)
Мы песенки поем
Стучим по крышам звонко (стучат кулачками)
И слышен всюду звон:
Кап-кап-кап (имитируют падение капелек).
Воспитатель – А сейчас мы опять превратимся в детей и вернемся в нашу волшебную лабораторию.
Почемучка – Как интересно, я тоже хочу поиграть с водой.
Опыт №5.
Воспитатель – Хорошо, давай поиграем в прятки. Мы с ребятами будем прятать пуговички, а ты, Почемучка, будешь их искать. У меня на столе два стакана - один с водой, а другой молочком. Закрывай глаза.
(Воспитатель опускает цветные пуговички в стакан с водой).
Воспитатель – Почемучка, открывай глаза и попробуй найти пуговички.
Почемучка – Очень просто, я их вижу, они в стакане с водой. Красная, зелёная и жёлтая.
Воспитатель – Молодец, Почемучка, быстро нашёл пуговички. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети – Потому что вода прозрачная.
Воспитатель – Правильно. Через воду мы можем смотреть на предметы как через стекло.
Сейчас мы спрячем пуговички еще раз. Почемучка, закрывай глаза.
(Воспитатель опускает пуговички в стакан с молоком).
Воспитатель – Почемучка, открывай глаза и найди пуговички.
Почемучка – Почему я не могу найти пуговички, где же они?
Воспитатель – Ребята, почему Почемучка не может найти пуговички?
Дети – Потому что, мы положили пуговички в молоко, а оно не прозрачное.
Через воду пуговички видны, а через молоко – не видны. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Вода окрашивается и предметы становятся невидимыми.
Вывод. Вода бесцветная, прозрачная жидкость.
Релаксация«Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода умеет разговаривать? Хотите услышать?
Дети рассаживаются на стульчики и слушают звуки воды.
Воспитатель– Ребята, закройте глаза и послушайте.
Звучит шум моря.
Воспитатель– Как вода разговаривает, какие звуки вы слышите?
Дети– Шумит.
Воспитатель– Еще закрывайте глаза и слушайте.
Звуки ручья.
Воспитатель– Как вода разговаривает, какие звуки вы слышите?
Дети– Звенит, журчит.
Воспитатель– Ребята, закройте глаза и послушайте.
Капает капель.
Воспитатель– Как вода разговаривает, какие звуки вы слышите?
Дети– Капает.
Воспитатель– Правильно, какие вы умные и сообразительные.
Опыт №6.
Воспитатель– Дети, вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, шарик утонет или будет плавать (Ответы детей). Я предлагаю вам проверить. Возьмите шарики в руки, подержите их, шарики тяжелые или легкие?
Ответы детей (легкие, твердые).
Отпускайте их в воду. Что происходит?
Ответы детей (не тонут).
Воспитатель: А теперь возьмите в руки камушки. Какие камушки?
Ответы детей (тяжелые)
Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камушками?
Ответы детей (они утонули, опустились на дно).
Мы с вами убедились, что на разные предметы по-разному ведут себя в воде: пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Воспитатель– Ребята, вам понравилось в лаборатории? А теперь я предлагаю вам провести консилиум и рассказать мне о каких свойствах воды мы сегодня узнали.
Ответы детей и Почемучки - Вода жидкая, не имеет формы, без запаха, без вкуса, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.