Мультимедиа-проектор, Презентация изделий украшенных вышивкой, рушник, карандаши, бумага в клетку.
Организационный момент:
Утром подвесить на шарике флешку с запиской «Посмотреть в 9 .00» и оставить до прихода детей.
Ход: воспитатель загадывает загадки
1Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?
2.Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.
Нам всем знаком Ивашка,
Ивашка-промокашка,
Водою он питается
И с мокрыми лишь знается.
ПОЛОТЕНЦЕ
(Ответ детей – «Полотенце»)
На слайде дети рассматривают изображение полотенце.
Воспитатель: Похоже ли это полотенце на. то каким мы пользуемся в повседневной жизни. Чем отличается?
Ответы детей:
(Нет. Говоря, что на них изображены какие-то рисунки)
Воспитатель: А кто знает, как это называется?
Дети: Вышивка
Рассказ педагога. Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Вышивка крестиком – это наиболее распространенный вид народного искусства. Как выдумаете, почему его так назвали? Правильно, в основе узора лежат крестики, нитки накладываются одна на другую из одного угла клеточки в другой. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос.
Воспитатель: Что при помощи сохранившейся вышивки мы можем узнать? Может ли она нам о чём-то рассказать?
(Ответы детей)
Сохранившаяся вышивка помогает нам понять, как люди жили в прошлом.
Русская вышивка имеет свою многовековую историю. По народным поверьям, вышивка крестиком должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.
Также располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. Из достаточно простых знаков- символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность, уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия, голубь - символом супружеской верности и счастливой семьи, пава-символ счастливой любви, а конь с всадником-символом мужества.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая с 13- 15 лет девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста, которыми она дарила на свадьбе родне жениха и всем почётным гостям ) А вы знаете, что на свадьбе раньше пели веселые песни и водили хороводы, играли в народные игры ? Приглашаю всех поиграть в народную игру « Тетёра»
Проводится физкультминутка
Показывает слайд с изображением хозяйки подающей хлеб и соль.
Спрашивает что изображено.
Воспитатель: Кто знает, откуда пошла эта традиция - встречать с хлебом-солью.?
Выслушивает ответы детей
В старину люди всегда ценили и почитали хлеб, он был символом большого труда и благополучной жизни. Угостить хлебом да солью - проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка.
Чаще всего с хлебом и солью встречали гостей, либо наоборот, гости приходили в дом с хлебом и солью, показывая своё доброе расположение к хозяевам. И в том и в другом случае встреча была после дороги, а дорогу символизировал рушник, ( полотенце) хлеб да соль всегда подавали на рушнике.
В наши дни встреча хлебом да солью чаще всего встречается на официальных мероприятиях и свадьбах. Даже вот на олимпиаде в Сочи тоже встречали гостей с хлебом и солью. Рассматривают слайды.
После рассказа педагог даёт детям возможность рассмотреть различные вышитые изделия на слайдах.
А теперь садитесь да на славу потрудитесь. Раньше полотенца дарили не только на свадьбу, но и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям. Предлагаю и вам вышить вот такие красивые полотенца для ваших любимых родных. Вышивать мы будем швом, который называется как? «крестик». Как выдумаете, почему его так назвали?
Давайте посмотрим на узор. Нитки, какого цвета в нем используются? (ответы детей). Но мы с вами «вышивать» будем не нитками, да иголками, а фломастерами цветными, да яркими. я Диктовать последовательность рисования по клеточкам рисунка в тетради.
(Дети рисуют. Педагог ходит, хвалит, обращает внимание на удачные работы.)
После завершения работы устраивается выставка нарисованных «Полотенец», дети вместе с педагогом рассматривают работы, отмечают особенности и неповторимость каждой.
Потом продолжает: Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие и непохожие полотенца у нас получились. Вы их подарите своим любимым людям. Давайте теперь все вместе вспомним, кому еще принято было дарить полотенце в далекие времена (дети отвечают). А что означал этот подарок?
(пожелание всего хорошего, счастья). Кто вышивал полотенца? (невеста с подружками). Правильно, все девушки в те далекие времена умели вышивать, были мастерицами и рукодельницами. Теперь и вы умеете. А когда вы еще немного подрастете, то сможете научиться вышивать нитками по ткани. И некоторые из вас, возможно, смогут вышить и полотенца.