Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического занятия "Солдаты из бронзы"»
Конспект тематического занятия для детей подготовительной к школе группы " Солдаты из бронзы"
Программное содержание:
Познакомить с памятниками советским воинам - освободителям ;
Расширять представления о воинах Великой Отечественной войны;
Воспитывать уважение и чувство благодарности к воинам - защитникам и воинам- освободителям
Материалы:
Презентация;
Рассказ “Бронзовый солдат” Н.И. Подлесовой;
Звезда для игры;
Запись песни “Алеша” музыка Э.Колмановского. К.Ваншенкина.
Предварительная работа:
ООД о нашем земляке, герое Советского союза Александре Степановиче Мишине;
Просмотр видеоролика "Смена караула у могилы Неизвестного солдата в Москве ";
Чтение произведений , рассматривание иллюстраций, картин
о Великой Отечественной войне
Ход занятия:
Дети, а знаете ли вы о том, что наши солдаты, воевавшие в Великой Отечественной войне, освободили от фашистов не только нашу страну?
Так вот, наши воины приняли участие в освобождении зарубежных стран: Германии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других В память об этом благодарное население зарубежных стран поставило памятники солдатам - освободителям.
Вот один из них
(Показ слайда с памятником советскому солдату в Трептов-парке, в Германии).
Кого вы видите на экране?
(Солдата с девочкой))
- Почему вы думаете, что это солдат, воин?
(На нем военная форма и в руках он держит меч)
Правильно, он одет в военную форму: гимнастерку, плащ - палатку и сапоги .И в руках держит оружие -- меч.
- Как вы думаете, почему у него на руках маленькая девочка?
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
- Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая , видно, отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л.Кассиль “Памятник советскому солдату”)
Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. 68 лет назад- 8 мая 1949 года состоялось его торжественное открытие.
Сейчас я предлагаю вам послушать песню
Звучит отрывок из песни "Алеша"
- Ребята, о ком эта песня? (Ответы детей)
Да, эта песня об Алёше, т.е. о памятнике русскому солдату в Болгарии. Вот он.
(Показ слайда с изображением памятника).
Памятник открыт 60 лет назад -- 5 ноября 1957 года,
А в 1966 году поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, которая так и называлась — «Алёша». Во время пребывания в Болгарии Колмановский был потрясен рассказом о советском солдате, который, приняв розы из рук встречавших освободителей жителей города сказал, что пока руки его могут держать оружие розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Звали солдата Алеша… Вернувшись домой, Колмановский поделился тем, что увидел и услышал в Болгарии, с поэтом Константином Ваншенкиным, который был захвачен этой темой и вскоре написал стихи. Вслед за стихами появилась песня.
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании. Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей». Константин Ваншенкин
(Показ слайда с фотографиями авторов песни).
Физкультминутка “Каким должен быть воин?”
Дети становятся в круг, и, передавая по кругу красную звезду , называют качества
воина - защитника (Смелый, добрый, волевой, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, любит Родину, мужественный, бесстрашный, здоровый и др.)
Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам.
- А сейчас послушайте небольшой рассказ Надежды Ивановны Подлесовой“Бронзовый солдат” и вы поймете, почему для физминутки я выбрала красную звезду.
“Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади
памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.
- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат?
- Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….
- Расскажи, - попросил Андрейка.
И вот, что рассказал папа.
Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.
Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался, и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.
Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее:
-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.
Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.
Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:
- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.
А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.
- Что это у тебя? – спросили товарищи.
И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.
И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.
Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился. И прогнали они врага.
Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.
Стали допрашивать его враги:
- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.
Решили убить солдата враги.
Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.
Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.
Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.
Папа замолчал.
- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?
- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.
Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:
- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”
- Кто главный герой этого рассказа?
- Почему Человек не смог усидеть дома?
- Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?
Какими словами можно сказать о характере героя?
Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.
Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?
- Всякому мила родная сторона.
- Родная землица и во сне снится.
Давайте вспомним ,кому в нашем городе поставлен памятник 50 лет назад? Правильно---Александру Мишину установили бюст 5 ноября 1967г.
(Показ слайда с фотографией памятника Мишину).
И в нашем городе тоже горит Вечный огонь.
(Показ слайда с фотографией Вечного огня в нашем городе).
- Почему приносят цветы к памятнику?
(Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям).
В дни воинской славы и памятные даты , а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны, они благодарят тех, кто погиб, умер от ран или в силу возраста , всех кто защищал нашу Родину и весь мир от фашизма.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие страны освобождали наши солдаты?