Просмотр содержимого документа
«Конспект «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «IT мир» города Перми
Квест-игра «Металл и дерево»
(6-7 лет)
НОМИНАЦИЯ «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»
Воспитатели: Рябинина Татьяна Валерьевна
Дементьева Наталья Николаевна
г.Пермь
2020
Квест-игра «Металл и дерево».
Цель: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл – холодный, дерево – теплое, металл тяжелее дерева, тонет, прочнее), на основе их сравнения.
Показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов и экспериментов;
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать сотрудничество, аккуратность во время проведения эксперимента, взаимопомощь и доброту;
Учить детей работать в подгруппах.
Участники квеста: дети подготовительной группы, воспитатели, муз. руководитель.
Подготовка: Отгадывание загадок, НОД по ознакомлению со свойствами сдерева, металла, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы», «Хорошо- плохо», «Отгадай звуки металла», «Найди предметы из дерева» .... Беседа «Свойства металлических и деревянных предметов», «Беседа о металлурге», «Дерево умеет плавать». Презентация «Деревья».
Провести квест: определить задания, которые дети будут выполнять, подобрать демонстрационный и раздаточный материал к ним; составить сценарий; подобрать видео и музыкальное сопровождение, призы.
Материалы и оборудование:
Четыре помещения садика преобразуются в «лаборатории». Болт ржавый и не ржавый, металлические предметы- ножницы, иголка, утюг, половник, кастрюля магнит, металлические скрепки, конструктор, гвозди, ключи, проволока…Деревянные предметы- пирамидка, ложки деревянные, доска, счеты, брусок, паровозик, кубики. Картинки предметные металлических и деревянных предметов. Емкость с водой- тазики, стаканы, магнит, деревянные бруски, металлические пластины, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.
Описание проведения квеста:
Дети делятся на две команды, приходят в музыкальный зал.
Слайд № 1.
На экране появляется профессор Чудаков из мультфильма «Фиксики». И рассказывает детям историю.
Здравствуйте ребята. Я хочу вам рассказать одну историю. Жили-были –металл и дерево. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже составили карту-схему своего маршрута. Запомнить свойства этих материалов нам поможет таблица, которую мы будем заполнять по ходу нашего путешествия.
Прежде чем отправиться в путешествие вы должны пройти испытание:
Игра «Кто больше».
Цель: Учить различать, находить и называть предметы из дерева и металла в ближайшем окружении.
Вариант 1: Посмотрите внимательно вокруг и принесите деревянные и металлические предметы, которые находятся в нашей группе как можно больше (ножки столиков, (батареи, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы, пирамидка, машинка…).
Капитаны команд вытягивают картинки материалов, из которых изготовлены предметы- дерево и металл. Каждая команда собирает предметы в свои коробки.
Вариант 2:
А кто из сказочных героев жил в деревянных домах? Ответы детей. (заяц, три медведя, коза с козлятами, животные в теремке…).
Слайд № 2 – Речка бегущая.
Испытание пройдено мы отправляемся в путешествие.
А вот и первое препятствие. Что это? Ответы детей.
Это речка- тазики с водой. Детей встречает Нолик в музыкальном зале.
Нолик: Здравствуйте ребята. Вам нужно помочь друзьям перебраться через речку.
Как вы думаете, кто сможет перебраться через речку? Металл или дерево?Ответы детей- дерево.Как можно это проверить? Давайте проверим. Эксперимент№ 1 «Плавает – тонет»
Цель:помочь выявить свойствадерева и металла на основе сравнения.
Вариант 1: Дети берут деревянные бруски и металлические пластины, опускают их в тазик- речку, наблюдают, что происходит, делают выводы.
Давайте эти свойства материалов отметим в таблице - предметы дерева не тонут, железа – тонут.
Вариант 2: Как же все-таки железу перебраться на другой берег? (ответы детей). Подвести детей к мысли, что можно на деревянный брусок положить металлическую пластину и переправить- металл не утонет. Проверяем это с детьми, проводим опыт- пластина плывет на бруске.
Вывод: Металл тонет, потому что тяжелый. а дерево нет, так как легкий.
Нолик:Молодцы ребята быстро справились с этим задание.Не забудьте отметить эти свойства в таблице.
Слайд № 3- Лес, готовим обед на костре, ложка деревянная и железная лежат рядом.
Симка: Ребята как я рада вас видеть.
Вот и перебрались наши друзья на другой берег, устали, проголодались. Сели поесть Металл- приготовил металлическую ложкуи Дерево - деревянную. Дерево быстро справилось с едой, а металл только обжигался и никак не мог поесть. Как вы думаете почему? Ответы детей.
Вывод: А все потому что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность- от слов проводит тепло. Сейчас мы убедимся на опыте.
Эксперимент № 2 проводит Симка:
Цель: Знакомить детей со свойствами дерева и металла.
Вариант 1: Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.
Я положу в чашку деревянную и металлическую ложки.
Как вы думаете, что произойдет? Ответы детей- металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет.
Вывод: Это свойствоназывается теплопроводность.
Вариант2: Еще можноположитьметаллические предметы на батарею, и оставить на время, затем потрогать и отметить, что через некоторое время они стала теплыми. Убеждаемся еще раз, что металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло и обладает теплопроводностью.
Давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
По нашей карте отправляемся дальше. Приходим в спортивный зал – поляна, где стоит сундучок.
Слайд № 4- На поляне дерево и металл спорят.
Нолик в спортивном зале встречает детей. Опять заспорили наши друзья- хотят узнать кто из них самый звонкий. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? Ответы детей. Как можно узнать?
Эксперимент «3вучит — не звучит».
Цель: помочь выявить свойствадерева и металла на основе сравнения.
Вариант 1:
Посмотрите у нас лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева и металла)
Сначала берем деревянные ложки и стучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Глухой. А сейчас берем ложки из металла? Что мы слышим? Ответы детей.
Вывод: металл издает самый звонкий звук, а дерево— глухой.
Нолик: Какие вы молодцы! Отметьте и эти свойства в таблице.
Вариант2:
Нолик:В этом сундучке лежат разные предметы. Открываем его:
Дети берут разные предметы и пробуют их согнуть - гвоздь, проволоку, палочку... Что произошло с этими предметами. Железный гвоздь прочный, крепкий, мы не можем его просто согнуть руками. Проволока медная, не ломается, она гнется. А что случилось с палочкой? Сломалась.
Вывод: Металл обладает такими свойствами как прочность и гибкость.
Рисунок со свойствами гибкость и прочность. (Приложение, рис. № 24,25)
Слайд № 5- Дедус.
По нашей карте отправляемся дальше. Приходим в группу– лаборатория, в которой детей встречает Дедус.
Здравствуйте ребята. Я наблюдал за вами во время всего путешествия и видел, как вы легко справлялись с заданиями и помогали нашим друзьям.
Мы с вами в лаборатории, и я покажу вам фокус.
Проведу магнитом над мелкими предметами из металла. Что произошло? Ответы детей.
Дети рассматривают магнит и делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
Я предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук? Кто знает? Ответы детей.
Эксперимент «Достань предмет, не замочив руки».
Цель: Формировать у детей элементарные умения в проведении опытов и развивать интерес к познавательной деятельности.
Берем магнит, приставляем к стенке банки и достаем предмет. Что произошло?
Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Вариант1: Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Вариант 2: Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от деревянных? (с помощью магнитов)
Игра-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.
- Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитная доска…).
Слайд № 6- Все герои на экране.
Профессор Чудинов.Ваше путешествие закончилось. А наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный. А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей.). Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?
Подводим детей к мысли о том, что дерево и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из этих материалов, помогают человеку в повседневной жизни. Вы сегодня молодцы, все награждаются медалями «Маленькие исследователи».