Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришла Катя. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Катю в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? В окошках домиков Катя увидела квадратики. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому квадратику, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому квадратику и услышала: «У-у-у». Третий подал голосок:»И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о».Подошла Катя к синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д ,н-н-н ,к-к-к, б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Ль-ль-ль ,мь-мь-мь». Думает Катя: «Какие интересные квадратики- окошки, их открываешь и слышишь разные звуки». Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими квадратиками? Одинаково звучат песенки в разных домика? Воспитатель. Правильно, молодцы! А сейчас вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а,и-и-и,у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? Почему они так называются? А теперь скажем звуки из синего домика повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? Почему? Повторим еще раз: «К, п, т, м. н».Как называются эти звуки? Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Звуки рассыпались» /синтез/. Я буду называть звуки а вы – собирать их в слова. «К», «о», «т»; «р», «а»,»к»;»р», «о», «т»; «м», «а», «к»; «н», «н», «о», «с». - Ребята, что я произносила ? /Звуки/ - А вы что из них составляли? /Слова/. Воспитатель. Читаю детям стихотворение. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей кругом полным – полно. А безымянных нету! И все, что видит только глаз – Над нами и под нами. И все, что в памяти у нас. Означено словами. Физкультминутка. На диване дружно в ряд Куклы Катины сидят. Эту Катю умывает. С малышом она гуляет. Ту укладывает спать. С этой будет танцевать. Воспитатель. Выставляю картинки домашних животных и лисы. Ребята, кто мне ответит, кто изображен на картинках? Ребята, а как вы думаете, кто здесь лишний? А почему?. -Хорошо ,это лиса, а это кто? -А где они все живут? -Значит нора чья? -Молодцы! Лиса, лисята, лисья – это мы произнесли… /Слова/. -А все слова состоят из чего? /Из звуков/ - А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова «ЛИСА». Молодцы! А сейчас глядя на схему, скажите: -Сколько в слове всего звуков? /4/ -Сколько гласных звуков? /2/ -Сколько согласных звуков? /2/ -Сколько твердых согласных? /1/ -Сколько мягких согласных? /1/ -А теперь, посмотрите на схему, скажите, сколько слогов в этом слове? /2/ -Как вы узнали? - А теперь поставим в слове ударение. Как мы это сделаем? На какой слог ударение? Молодцы! | София: этот домик…/красный/ Матвей: этот домик…/синий/ Ира: этот домик…/зеленый/ Ответы детей /Звуки/. Звуки звучат по – разному. Мария: это гласные звуки. Маргарита: мы их можем петь голосом, можем их тянуть. Дима:. нет. Катя: мешает преграда – губы или язык или зубы мешают воздуху свободно пройти. Лиза: эти звуки называются гласные. Дима: звуки. Никита: мы из звуков составляли слова. Дети делают приседания. Дети «умываются». Дети шагают на месте. Руки перед грудью, повороты вправо – влево. Дети выставляют по очереди левую и правую ноги вперед, руки на поясе. Дании: на картинках изображены домашние животные и лиса. Карина: Лиса. Это дикое животное. Саша: Лисята. Даниил: Лисята живут в норе. Ира: Нора Лисья Юлия: мы произнесли слова. Катя: а все слова состоят из звуков. Все дети делают у себя на столе, а Матвей у доски… Дети отвечают. Ответы детей. В схеме 2 красных квадрата, значит 2 гласных звука, а мы знаем такое правило: «Сколько в слове гласных ,столько и слогов»/ Ответы детей. Позовем к себе. Дети произносят. - ЛИСА – иди ко мне. На второй. | создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников Созданы условия для здоровьесбережения. |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Воспитатель. А сейчас мы с вами закрепим понятия «живой – неживой». Понимание вопросов «Кто это?». «Что это?». Воспитатель. Выставляю куклу и рядом прошу встать Марию. Воспитатель. Дети, чем отличается кукла Катя от нашей девочки Марии? Елизавета, а ты кто? Дима, а ты кто? Молодцы ребята. Все вы дети. Мы все живые люди. Воспитатель. Выставляю картинки животных. Напоминаю детям это – живые существа. Их всех мы обозначаем словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Кто это? Лиса. Скажите слова, которые обозначают животных. Воспитатель. Выставляю паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко. Напоминаю, что это неживые предметы. О неживых предметах мы спрашиваем: «Что это?» Что это? Паровоз. Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы | Дети произносят слова тех предметов, которые видят перед собой. Дима: она неживая. Она кукла. Влад: Мария девочка она живая. Ответ Елизаветы. Я девочка. Ответ Димы. Я мальчик. Ответы детей. ЛИСА. ЗАЯЦ. МЕДВЕДЬ. КОШКА. СОБАКА. | |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | Дидактическая игра "Живые и неживые предметы" Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах. Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение; учить правильно ставить вопрос; совершенствовать умение определять живые и неживые предметы; формировать навыки словообразования. | Делят предметы на 2 группы: живые и неживые, объясняют свой выбор | Создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время |
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Ребята, понравилось ли вам наше занятие? А сейчас мы с вами подведем итог нашего занятия. О чем мы с вами сегодня говорили? Скажите мне, чем отличается звук от слова? Молодцы, ребята! Наше занятие закончено. | Ответы детей. Понравилось. Никита: мы сегодня говорили о звуках, о словах. Маргарита: звук мы произносим, но один он ничего не обозначает. Слово мы тоже произносим, но оно что – то обозначает: предмет, действие, другими словами – имеет смысл. | |